праздник крещения
История освящения воды на праздник Крещения Господня, а также накануне его, в Крещенский Сочельник, связана со Священным приданием.
Из евангельской истории мы знаем, Иоанн Креститель, Предтеча (то есть тот, кто идет впереди) стал проповедовать крещение и покаяние для того, чтобы Господь простил людям их грехи. Он говорил в своих проповедях, что за ним идет Тот, кто сильнее его, кто будет крестить крещеных водою и Духом Святым. И однажды, во время такой проповеди к Иоанну пришел из Назарета сам Иисус Христос. Как Бог, Он не нуждался в крещении, потому что был безгрешный и непорочный. Но поскольку Христос взял на себя грехи людей всего мира, Он пришел к реке, чтобы креститься.
Иоанн Креститель сразу почувствовал: Кто стоит перед ним, и сказал, что не достоин он совершить крещение, а сам должен испрашивать крещение для себя. Но Христос повелел окрестить Его Самого. Своим крещением Спаситель освятил воду. Как только Он вышел из реки, небо над ним раскрылось, блеснул ослепительный свет, и Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса. В это же время с небес раздались слова Бога-Отца, указывающие на Сына Божия:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».Так Бог явил Себя миру в трех лицах – Бога Отца говорящего, Бога Сына крестящегося и Бога Духа Святого, сходящего в виде голубя.
В память об этом событии праздник Крещения получил еще одно название – Богоявления.
У этого праздника есть и третье название – праздник Просвещения. Потому что с самой глубокой древности именно в этот день многие готовящиеся принять таинство Крещения принимали его или, иначе говоря, просвещались светом истины.
В православном церковном календаре большинству значительных праздников предшествует период подготовки. Для праздника Крещения Господня это Крещенский Сочельник, в который предусмотрен строгий пост. Также как и в Рождественский Сочельник в этот день, строго говоря, можно есть только сочиво – вареную пшеницу с изюмом и медом.
Самая главная особенность этого праздника – обряд великого освящения воды, который происходит дважды — на Крещенский Сочельник и на сам праздник Крещения Господня. Время совершения обряда – после Божественной Литургии.
Традиция водоосвящения сложилась еще в первые века христианства и через поколения пришла к современным христианам от святых апостолов – учеников Иисуса Христа. На Великом освящении воды читаются особые молитвы, назначение которых призвать на освящаемую воду особую благодать. В этих молитвах крещенская вода называется скачущей в жизнь вечную, отгоняющей демонов и исцеляющей недуги. Поэтому крещенская вода считается Великой Святыней, по-гречески Агиасмой. Ее хранят в храме и дома весь год, окропляют ею различные предметы, пьют натощак, когда болеют духом или телом… И эта крещенская вода удивительным образом не портится очень долгое время, сохраняя благодать.
В день праздника Богоявления — Крещения Господня, всякому православному христианину не лишние вспомнить о другом крещении, о том крещении, которое совершено было над каждым из нас, православных христиан, крещении, в котором каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от сатаны и дел его и будет всегда соединяться, «сочетаться» со Христом.
Очень радует то, что в нашем храме все больше и больше людей приходят на службу. Вот и на крещенский праздник подавляющее большинство было, именно, прихожан – тех, кто ходит на службу не от случая к случаю, а постоянно, как минимум раз в неделю. Люди встречались, поздравляли друг друга, было по настоящему праздничное настроение. Сейчас можно с уверенностью сказать, что наш Свято-Екатерининский монастырь является духовным центром Ленинского района. Очень важно мирянам видеть с какой глубокой искренней верой священнослужителей проходит служба. Торжественность и величие епископа Тихона, празднично- радостное настроение отца Серафима, серьезность отца Владимира – все это их естественное состояние души в этот день передавалось нам – прихожанам, а мы несли этот настрой в наши семьи. Хочется еще раз сказать: «С праздником» и «Храни Вас Бог!»