ГОДОВЩИНА ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА«КОММУНАРКА»
Прошел уже год, как 22 сентября 2007 года Управляющим Московской Епархией Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, в сослужении Высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Можайского и Преосвященнейшего Тихона, епископа Видновского был освящен храм святых Новомучеников и Исповедников Российских на бывшем Спецобъекте «Коммунарка» (расстрельный полигон НКВД) — подворье Свято-Екатерининского монастыря.
Праздник того долгожданного дня, который за напряженностью подготовки пришел неожиданно, завершил труд нескольких лет и стал для многих радостью, которой невозможно купить. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).И тех, кто приносил Богу в дар свое усердие, терпение, молитву, все лучшее своей души, — Господь посетил и обрадовал неизреченным, неотмирным, поистине небесным утешением. Этот день, по замечанию, наверное, всех присутствовавших, был совершенно необычным.
День Освящения можно назвать днем духовного рождения храма. Это радостное событие решено отмечать ежегодным праздником «Обновления (то есть освящения) храма». В этом году 20 сентября (в субботу перед Воздвижением) Божественную литургию в праздник Обновления храма совершил Преосвященнейший Тихон, епископ Видновский. Присутствовали прихожане, благотворители храма, родственники погребенных на Спецобъекте «Коммунарка».
По окончании литургии была отслужена заупокойная лития по убиенным и всем пострадавшим в годину гонений. Богослужение завершилось крестным ходом вокруг храма. Затем, по приглашению вл. Тихона, все прибывшие в этот день на подворье собрались у поклонного креста, где почтили память погибших и возложили венки.
Уже 9 лет, как земля «Коммунарки», передана из ведения ФСБ Православной Церкви. Здесь лежат тысячи жертв политического террора 1930-40-х годов, очень разные люди. Среди них много руководителей партии и государства, высокопоставленных работников НКВД. Тех, кто проектировал, строил, отладил и эксплуатировал жуткую, адскую машину бесчеловечных репрессий, а потом очутился в ее жерновах; попал в ту же яму, которую ископал другим. А кто-то пострадал невинно…
Внук одного из лежащих здесь людей, Игорь Борисович Шабан очень хорошо сказал: «А я считаю, что лучший памятник им – это храм». И действительно, если глубже вдуматься, ценность памятника в пользе, которую он несет живым. Какой смысл в памятнике, если он будет только мертвым символом? Скорее всего, собравшиеся около него скажут дежурные речи, вспомнят о том времени, поохают и помянут недобрым словом людей, творивших то беззаконие. Но станут ли они лучше?
Православные знают, что молитвы, совершаемой в храме, очень ждут отшедшие в жизнь иную, жизнь будущего века. И сами мы, прося милости Божией ближним, усердно молясь за них, будем меняться к лучшему, потому что лишь делаемое от сердца значимо перед Богом. А храм стоит, как плод веры, плод молитвы, плод усердных трудов.
У Бога все живы. Нашим усопшим было бы большим утешением видеть нас чистыми, добрыми, любящими. Отличными от тех, по вине которых они очутились в этой земле. И наше будущее не станет лучше, если мы не будем к этому стремиться.
Построен храм. Храм Богу, Богу любви, Богу, Который учит любить ближнего своего, любить всех, ненавидеть лишь зло, ненавидеть грех. Учит не поступать с другими так, как мы не хотели бы, чтобы поступили с нами. Христос Господь учил и большему, высшему: поступать с другими так, как мы хотим, чтобы поступали с нами. Где было бы зло на земле, если никто не стал бы его творить, а наоборот, наученный Богом, творил бы добро? Если бы все мы несли другим лишь мир и любовь?
Сщмч. Серафим (Звездинский) пишет: «Нет на земле ничего драгоценнее Божественной литургии. Если собрать драгоценности всего мира: выкопать все золото, драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов, а на другую – литургию, совершенную простым священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной литургией перетянет… В этот момент (освящения Святых Даров во время литургии) освящаются самый престол, и храм, и все молящиеся. Освящаются вся площадь вокруг храма, все дома прихода и живущие в них, освящаются их имущество, их труды и плоды их трудов. Освящается земля, дающая хлеб и вино для Безкровной Жертвы, освящается самый воздух. Природа служит человеку, дает ему необходимое для жизни только потому, что для него возлежит святой Агнец».
Ради служения всего одной Божественной литургии стоило бы построить храм, она «оправдала» бы все труды и затраты.
Игумен Стефан (Макаров)