8 июня состоялась поездка прихожан нашего Свято-Екатерининского монастыря в Давидову пустынь.
8 июня состоялась поездка прихожан нашего Свято-Екатерининского монастыря в Давидову пустынь. Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни. впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем.
Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«В лета 7023 (1515) при державе царства Российского Государя и Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея Руси при священном архиепископе Варлааме Митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустынь старей преподобный отец наш игумен Давид со двема старцами и с двема простыма мужи майя в 31 день. А Хатунь была всеми волостми и со уездам за князем Василием Семеновичем Старо дубским, И якоже пришел и вселився на святое место се и постави церковь во имя боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятая Владычицы на-шее Богородицы и Приснодевы честнаго и славнаго ея Успение, а с трапезою постави церковь вo имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и созла обитель, и постави келий, и созва братию, И преставися преподобный Давид игумен в лета тоя же осмыя тысящи в тридесят седмое сентямврия в 19 день на память святаго великомученика Евстафия и иже с ним»
Преподобный Давид, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еше будучи отроком, имея чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являйся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского. Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.
Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое святило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания. подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни ищеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоикого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке. После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в липе великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волошого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и, 13 февраля 1460 года приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей. По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвешенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.
В 1515 голу преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу.
Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием. Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве был кормильцем-отцом всего окрестного населения.
Девятнадцатого сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного.
На нас, паломников, монастырь произвел неизгладимое впечатление: великолепная храмовая архитектура, незабываемые росписи стен по библейским сюжетам, бесценные реликвии в раках монастыря. Слава Богу! Мы имели возможность прикоснуться к святыням.
Недалеко от монастыря, в деревне Талеж находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Усердием благодетелей построен храм Преподобного Давида, купальня и звонница. В 2003 году для большего удобства была построена еще одна купальня. С каждым годом источник приобретает всё большую известность, всё большее количество паломников приезжают испить целебной воды в источнике. Много исцелений по молитвенному предстательству Преподобного Давида происходит на Святом источнике. Мы тоже, надеясь на милость Божью, отправились окунуться и испить Святой воды. Несмотря на не очень теплую погоду,а скорее прохладную, и постоянную температуру воды +4, окунались почти все, включая маленьких детей. С благодарственной молитвой к Богу, осеняя себя Животворящим крестом, каждый окунался по три раза. Ощущения были, что душа стала легкой и чистой, а сердце – открытым.
Спаси Господи братию Давидовского монастыря за возрождение и поддержание этого источника!
Дай Бог здоровья и многие лета настоятелю Свято-Екатерининского монастыря за возможность нам, простым прихожанам, посетить эти Святые места!
Хочется поблагодарить послушника Сергия (Бирюкова) за искреннюю заботу о всех, кто был в этой поездке, низкий ему поклон.