Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Иван-Теремец
ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ИВАН-ТЕРЕМЦЕ
Географическом атласе вы с трудом отыщете такую маленькую точку как «село Иван-Теремец Ступинского района Московской области». Едва ли легче вы найдете его, если обратитесь и к старым путеводителям, картам и справочникам. В чем же причина? Ведь на древность его явно указывает и архитектура церкви конца XVII – начала XVIII столетия и само название звучит для современного уха, как эхо из глубины веков. Непривычное среди подмосковных поселков и деревень имя, которое дали ему наши предки, объяснит нам многое.
Первое упоминание об этом месте мы встречаем в 1577 году как о погосте Теремец в Коневском стане. Официально погост, по мнению краеведа района, так не назывался, но в народе бытовало это название, и только в 1715 году записано «погост Теремец. Церковь Рождества Пречистой Богородицы, каменная»[i]. В XVI же веке о нем говорится безымянно: «погост царя и великого князя на речке на Каширке, в погосте Церковь Рождества Пречистые Богородицы, древяна». И в тех же писцовых книгах упоминается, что собирали «сено на речке Каширке, что ниже Теремца». Конечно, имелся ввиду этот погост с церковью в Коневском стану. Очень вероятна версия, что погост с усыпальницей для упокоения праха русских воинов погибших в сражениях с татаро-монголами на землях Коневского стана основал сам царь Иван Грозный. Царские стрельцы помогали местному населению отражать набеги казанских ханов, увозившим и сплавлявшим по Волге награбленное в сторону Казани. Храм, воздвигнутый недалеко от тракта Москва-Астрахань, по этому преданию, имел очертания терема, что и дало ему название Иван-Терем (терем, основанный царем Иваном IV). Впрочем, как объясняют историки-краеведы, слово «Теремец» в собственном смысле означает «погост». «Теремцами или Теремками в Новгородской земле часто называли погосты – возможно, от форм погребальных сооружений».
Интересно проследить, и как менялся «адрес» погоста Теремец. В XVIII веке погост уже в Киясовской волости Коломенского уезда Московской губернии. В 1774 году Киясовская волость стала государевой – ее приобрела для себя императрица Екатерина II у княгини Белосельской и назначила туда управляющим А.Т. Болотова, который прослужил там полтора года и способствовал наведению в ней порядка[iv]. В XIX и XX веках Киясовская волость переходит в 3-й стан Серпуховского уезда Московской губернии, а после революции 1917 года погост значится в Каширском уезде Московской области. И наконец, входит в Ступинский район под наименованием «село».
Но основное время своего существования Теремец был, конечно, не селом, а именно погостом и название для современников ясно указывало на характер поселения. Поэтому часто его и нет в справочных книгах, указателях селений и т. д., где обозначались села, деревни, и для погостов места не оставалось. Что же собственно означало это слово «погост»? Если древнейший погост был центром крестьянской общины (включающей несколько деревень), и на них останавливались князья для сбора дани, то к XVI–XVII векам характер погостов начинает меняться. Они утрачивают значение центров территориальной общины, превращаясь в небольшой поселок: церковь, кладбище, несколько домов причта[v]. С XVIII века под погостом уже постоянно подразумевали отдельно стоящую церковь с кладбищем. Фактически, как географическая единица, поселение было незначительным, т.к. включало меньше десятка дворов. (В середине XIX века в Теремце находим только 4 двора церковно-священнослужителей). Такое число жителей, конечно, не давало права назвать его «селом», «сельцом». Но наименованию «деревни» оно тоже не отвечало, т.к. имело церковь.
Собственно поселение было основано и существовало ради храма и кладбища.
Первоначально храм, как указывалось выше, был деревянный. Настоящий же каменный был сооружен в 1703–1704 годах, как свидетельствуют ранние клировые ведомости[vii]. Позже эта дата была забыта, и в XIX–XX веках постоянно писалось, что церковь построена «неизвестно когда и тщанием кого». В конце ли XVIII – начале ли XIX века в храме был устроен правый придел в честь свт. Димитрия Ростовского. Он был холодным (не отапливался), как и основная церковь. Однако, к середине XIX века храм уже требовал ремонта. В клировых ведомостях 1833–1835 годов причт еще записывает, что церковь «зданием каменная с таковою колокольнею, крепка», а в ведомостях за 1840 год находим сведения о том, что «церковь каменная, покрыта железом, с таковою же колокольнею, не совсем крепка, ибо в некоторых местах оказываются трещины».
Ремонт, одновременно с частичным переустройством храма был произведен усердием настоятеля отца Зосимы Лебедева в первой половине 1840-х годов. По всей вероятности, тогда-то и был в храме устроен левый придел во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Очень может быть, что не имя Грозного царя, а левый теплый придел дал двойное название селу, особо закрепившееся в XX столетии. (Заметим, что в более ранних документах погост не носит имя Ивана). Это неудивительно – ведь придел отапливался, в нем совершались богослужения значительнейшую часть года и прихожане знают церковь и, следовательно, погост, как «Ивановы».
Следующие существенные изменения в храме произошли в конце XIX века. Но забежим немного вперед. В марте 1908 года в Комиссию по сохранению древних памятников императорского Археологического Общества поступило отношение из Московской Духовной Консистории о том, что причт и староста погоста Теремца Серпуховского уезда просят разрешить им вместо настоящей холодной церкви, пришедшей в ветхость, построить новую и приподнять на один ярус колокольню. (По законодательству того времени Московская Духовная Косистория не должна давать разрешения на слом и переделку церквей и часовен без согласования с Обществом). Запрос причта теремецкого храма в течение весны и лета обсуждался на заседаниях Комиссии. Один из ее членов – А. М. Гуржиенко – приезжал в Теремец и сделал перед Комиссией доклад о результатах осмотра храма. Приводим его полностью:
«Церковь погоста “Теремец”, представляющая собой хороший образец русской архитектуры конца XVII или начала XVIII века, очень запущена и постепенно разрушается.В 1896 году передняя ее часть (трапезная) была уничтожена и на ея месте выстроены два придела. Ныне существующая старая церковь имеет в плане квадрат, переходящий посредством арочных парусов в восьмигранник; алтарь троечастный.Цоколь ея, из тесаннаго белаго камня, полуразрушен и кирпич около него отсырел и обветшал.
Весь восьмигранник церкви наклонился всей массой в северо-восточную сторону.
Два оставшиеся незастроенными новой частью церкви в 1896 году угла с угловыми тремя полукруглыми пилястрами, как с северной, так и с южной стороны отошли от вертикала и в этих углах около пилястр видны средния трещины, идущия сверху вниз.В южной стороне трещины эти сильно заметны, как снаружи, так и внутри церкви, в северной же стороне только снаружи. Трещины эти распространились и на арочный парус в юго-восточной части церкви.
Трещины, более позднего происхождения, заметны на обоих арочных парусах, около новой пристройки в западной части церкви.
Кроме перечисленных более серьезных трещин заметны еще трещины по перемычке юго-восточного окна абсиды и трещины в северной части абсиды около северо-восточного окна. На сомкнутом главном своде восьмигранника видны следы от сырости.Главка деревянная, с восьмью пилястрами, окрашена масляной краской, по-видимому, поздняго происхождения, хотя общим своим характером гармонирует со всей церковью.Все архитектурные украшения церкви, как-то: карнизы, угловыя пилястры на восьмигранники, наличники окон и дверей сохранились не испорченными, окна не расширены. Обвалились угловыя средния пилястры в углах с северо-восточной и юго-восточной части церкви почти на 1/3 высоты.
Стены снаружи были когда-то окрашены в темно-красный тон; архитектурныя украшения – белыя.
Иконостас не интересный, поздний; живописи по стенам нет. Внутри церковь окрашена в темно-серый тон масляной краской.
Привести ее в хороший вид желательно и вполне возможно».
Комиссия вынесла решение: «В сломе церкви отказать, а предложить ее ремонтировать». В скором времени выяснилось, что в 1894 году по прошению причта, старосты и прихожан МДК разрешила произвести следующие работы в трапезной церкви: “вместо ветхаго, грозившаго падением, деревяннаго потолка в трапезе устроить своды, переделать окна и отштукатурить, переделать купола и главы на колокольне и настоящей церкви, вместо деревянных каркасов поставить новые железные, поставить новые кресты на настоящей церкви и колокольне и оные позолотить, а также окрасить масляною краскою крышу на церкви и колокольне”.
Однако, вместо ремонта в 1896–1897 годах древняя деревянная трапезная была сломана и построена вновь каменная, более просторная, крытая железом. Попытка 1908 года также поступить с главной частью храма не удалась, и с разрешения Комиссии в XX веке произвели частичные работы: под алтарь подложили новый фундамент, перекрыли крышу и вокруг храма восстановили разрушившуюся ограду с железными решетками.
История погоста – это судьба не только храма, но и причта служившего в нем, прихожан. Причта при церкви «издавна» и до XX века положено: священник, дьякон, дьячек и пономарь. Как правило, штат был полный. Однако, с 1881 года, как записано в клировых ведомостях, «за выходом диакона во священника, диаконская вакансия была закрыта, указа на это нет». В 1892 году псаломщик Георгий Рождественский был рукоположен во диакона и оставлен при Теремецком храме на псаломщицкой вакансии[xv]. А в XX веке при церкви по штату положены только священник и псаломщик (правда, была еще просфорница). Дома у священно- церковнослужителей были собственные, деревянные, на церковной земле.Приход церкви был большой, и хотя, конечно, число прихожан с течением лет менялось, какой либо устойчивой тенденции в этих изменениях не усматривается. Приведем цифры, которыми располагаем:
в 1789 году приход исчислялся 509 душами мужского пола и 504 – женского;
в 1833 году в приходе – 128 дворов, 646 душ м. п., 685 ж. п.;
в 1835 году – 128 дворов, 627 душ м. п., 675 ж. п.;
в 1840 году – 137 дворов, 650 душ м. п., 739 ж. п.;
в 1860 году – 179 дворов, 659 душ м. п., 716 ж. п.;
в 1870 году – 212 дворов, 631 душа м. п., 719 ж. п.;
в 1874 году – 206 дворов, 633 души м. п., 725 ж. п.;
в 1898 году – 185 дворов, 548 душ м. п. , 569 ж. п.;
в 1916 году – 178 дворов, 508 душ м. п., 593 ж. п.
В подавляющем большинстве прихожанами Теремецкой церкви были крестьяне (из сельца Сотниково, Ивановское, Секирино, Байдиново, Капуново, Дворяниново). Их владельцы, помещики, здесь в основном не жили. Встречается, правда, несколько фамилий помещиков, живших в «сельцах» неподалеку и бывших прихожанами храма в Теремце. Это господа Воронцовы И.Н. и Р.Н., госпожа Строева Е.Ф., госпожа Сафайлова В.А., господа Анитковы. С именем последних связан тяжелый и неприятный случай в истории Теремца. В фонде Консистории хранится довольно объемное дело, называющееся «о неблагонадежных поступках священника села Теремца Зосимы Лебедева» за 1847–1852 годы.
Коротко суть его: предводитель дворянства Серпуховского уезда князь Шаховской подал в Московскую Духовную Консисторию донос на отца Зосиму, обвинив священника в том, что он, встретив князя на дороге, отхлестал его лошадей и грубо с ним разговаривал, т.к. якобы был в нетрезвом виде. Консистория завела дело, оказавшиеся чрезвычайно запутанным. Следствие поручено было вести одному из отцов Благочинных Серпуховского уезда. Сам отец Зосима назвал донос сплошным вымыслом, ибо он вообще не встречал князя на дороге и спиртные напитки не употребляет. Донос отца Зосима объяснял тем, что его прихожане господа Анитковы и господин Воронцов (друзья князя Шаховского) за некоторые замечания и внушения, сделанные пастырем, хотели его удалить с прихода, чем ему и грозили. Действительно, из множества опрошенных Благочинным свидетелей – нескольких десятков (!) крестьян госпожи Сафайловой ни один не сказал о священнике чего-либо предосудительного, но наоборот, все под клятвой отозвались о нем, как о человеке совершенно трезвой жизни, усердном священнослужителе, совершавшем богослужения неопустительно. Господа Анитковы и господин Воронцов также под клятвой показали, что видели отца Зосиму часто пьяным, что не раз он с ними бывал груб и не совершал положенных богослужений. Князь же Шаховской от дачи показаний демонстративно отказался.
Отец Благочинный отослал все документы, собранные в ходе расследования дела в Консисторию, написав свое мнение в особом заключении. Обвинения он признал бездоказательными и считал, что следует ограничится предупреждением отцу Зосиме, так как выяснилось, что один или два раза накануне праздников из-за дальней поездки на требы он не успел совершить богослужение в храме в положенное время и вычитывал службу дома. Совершенно неожиданно Консистория постановила не считать отца Зосиму оправданным. Судя по документам, все пять лет следствия он оставался запрещенным в священнослужении и в конце-концов был переведен в другой храм – сильные мира сего победили.
Отцу Зосиме теремецкий храм обязан ремонтом и постройкой придела во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О дальнейшей судьбе отца Зосимы нам ничего не известно. Священствовал он здесь с 1839 года по окончании курса Спасо-Вифанской семинарии и сменил на настоятельском месте в Теремецкой церкви отца Косму, прослужившего в храме 44 (!) года – пять лет в сане дьякона и 39 – в сане священника. За 1812 год отец Косма был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте для ношения на персях, а в 1819 году определен в духовника. В шестьдесят восемь лет в 1839 году «за престарелостью и слабостью зрения» отец Косма был уволен за штат, ему назначено пособие и он остался жить при храме.
После отца Зосимы Лебедева в Богородице-Рождественский храм на погосте Теремце был поставлен отец Симеон Сахаров, официально переведенный указом 5 февраля 1850 года из ближайшей к Теремцу Троицкой в селе Сапронове церкви. (По-видимому, в 1847–1850 годах он совершал богослужения в двух храмах). В Теремецком храме он настоятельствовал до смерти (умер в 1882 году) – более 30 лет. Жизнь не только его, но и всей его семьи была теснейшим образом связана с Теремецким храмом и являлась самоотверженным служением ему. У отца Симеона и его жены Екатерины Алексеевны было девять детей: шесть мальчиков и три девочки.
Старшая дочь Мария была замужем за теремецким дьяконом Алексеем Образцовым, вторая – Анна – замужем за священником Николаем Спасским, сменившем тестя на месте настоятеля после его смерти. Вдова отца Симеона – Екатерина Алексеевна трудилась на должности просфорницы при храме. После нее просфорницей (по крайней мере вплоть до революции) была третья дочь – Елизавета Семеновна Сахарова. В клировых ведомостях за 1916 год видим, что при Теремецком храме жил и 55-летний сын отца Симеона (Петр Семенович), дочь (вдова отца Николая Спасского – Анна Семеновна), в земской теремецкой школе преподавал другой его сын (Михаил Семенович), учились внучки (дочери отца Николая).
Возникновение и существование земской школы при Теремецкой церкви теснейшим образом опять-таки связано с именами настоятелей – отца Симеона Сахарова и его зятя отца Николая Спасского. Но вернемся немного назад.
При церкви все время было примерно одинаковое количество земли – около 40 десятин: усадебной с погостом 1 десятина 600 кв. сажен, остальная – сенокосная и пахотная, 3 десятины неудобной. Интересно, что в XIX столетии основную часть земли засеивали (в 1840–1898 годах числится 27 десятин 1525 кв. саж. пахотной и 7 дес. 200 кв. саж. сенокосной земли), а перед революцией земля, главным образом, была под сенокосом и лесом (сенокосной – 25 десятин 200 кв. саж., около 5 десятин по лесом и только 4 десятины оставляли под пашню). Возможно, это связано с уменьшением причта. Зданий, принадлежащих храму: ни богаделен, ни лавок, ни часовен, кроме устроенной в 1830-х годах каменной сторожки, не было.
В 1860-х годах усердием отца Симеона при храме построили деревянный дом для училища приходских крестьянских детей. В образованном приходском училище на должности учителя с 1863 года был сам настоятель. Здание располагалось недалеко от церкви на «неудобной земле». Вопрос о ней уже возникал раньше. В 1849 году в Московское Губернское правление отцом Благочинным было отправлено письмо, в котором он просил сделать распоряжение об отводе кладбища при храме Рождества Богородицы на погосте Теремце, указывая, что в теремецком приходе тела умерших «издавна бывают погребены близ самой церкви в ограде; особого же кладбища не имеется». «По дознанию же оказалось, что при погосте неудобной земли до 3-х десятин, из коих можно отвести под кладбище половинное количество»… Но 1849–1850 годы были трудными для храма и вопрос о кладбище решился значительно позже.
Из трех неудобных десятин под кладбище было отдано полдесятины и одна десятина под устройство училища, которое в 1891 году было преобразовано в Земскую школу. Официально оно было зарегистрировано как Теремецкое земское училище; законоучителем в нем состоял отец Николай Спасский, учителями – Сергей Дмитриевич Маргировский и Михаил Семенович Сахаров, попечителем – крестьянин Василий Филиппович Фролов. За год обучалось в школе более 60 человек (поровну мальчиков и девочек). Кроме должностей настоятеля и законоучителя с 1895 отцу Николаю поручена третья – он становится духовником по Киясовскому благочинию.
После смерти отца Николая Спасского в 1915 году настоятелем в храм определен отец Федор Кореинов, удивительно энергичный и талантливый человек. Окончив Вифанскую духовную семинарию, Федор Викторович два года трудится в церковно-приходской школе в Коломенском уезде. После дьяконской хиротонии и назначения в церковь Воскресения села Молодей он не оставляет преподавательской деятельности: состоит законоучителем и учителем пения в церковно-приходской школе Молодинского прихода, а также (бесплатно) в Молодинской земской школе обучает детей пению, хор из которых пел в храме.
Через три года он был рукоположен в священника и переведен к Покровской в селе Колычево церкви Звенигородского уезда. Здесь он несет еще большие труды: состоит заведующим, законоучителем и (опять-таки безвозмездно) учителем пения в Колычевской и Белавинской церковно-приходских школах. Из учеников этих школ в церквах села Колычева и приписного села Белавина были составлены хоры. Кроме того, он преподает Закон Божий и пение в Васильевском сиротском детском приюте Звенигородского уезда.
25 июня 1915 года отец Федор был переведен настоятелем в Теремецкий храм и с сентября он безвозмездно начинает преподавать Закон Божий и церковное пение в Теремецком земском училище. Уже через год из учеников, закончивших школу, им был составлен хор для пения в храме[xxii]. Думается, еще много замечательного бы увидел Теремецкий храм и приход, если бы отцу Федору не помешала революция, принесшая кровь, разорение и гонения на Церковь.
О жизни Богородице-Рождественского храма на погосте Теремце в 1920–1930-е годы и закрытии его ничего выяснить не удалось. Известно только, что по законам того времени он был передан в пользование группе верующих, договор об этом подписан 31 октября 1923 года и перезаключен 18 апреля 1926 года. До осени 1937 года храм оставался открытым, хотя в начале 1930-х годов все храмы в округе были закрыты и многие разрушены. (Одна из ближайших церквей благочиния – в селе Киясовке была опустошена и разорена, поломана внутри под руководством председателя сельсовета даже без разрешения на то собрания села и окрестных деревень – т.е. в обход обычного пути, которым закрывались сельские храмы).
Последним настоятелем церкви Рождества Богородицы на погосте Теремец был священномученик протоиерей Василий Озерецковский.
Отец Василий родился 31 декабря 1885 года в семье священника села Лобанова Московской губернии. После окончания Московской Духовной семинарии в 1904 году он служил псаломщиком в Покровском соборе Москвы, а с 1908 года – в селе Руднево Верейского уезда. В 1920 году Василий Иванович был рукоположен в сан дьякона и в том же году в сан священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери в селе Рыжково неподалеку от Наро-Фоминска.
В 1921 году отец Василий был переведен в храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Ирининское Подольского уезда. С начала 1930-х годов до своего ареста в 1937 году батюшка служил в храме погоста Теремец.
От старейших местных жителей стали известны некоторые подробности его ареста. Когда сотрудники НКВД на черном «воронке» приехали за настоятелем, он перебирал в подполе картошку. Незваных гостей он не видел, но, вероятно, почувствовал недоброе: поднялся наполовину и обратился к матушке Ирине со словами: «Давай уедем отсюда». Но уезжать уже было поздно: отец Василий был арестован и заключен в тюрьму города Каширы. Это произошло 5 октября 1937 года. Подследственный обвинялся в распространении «гнусной клеветы контрреволюционного характера о руководителях ВКП(б) и в активной обработке колхозников в религиозном духе». На допросах батюшка вел себя мужественно, виновным в предъявленных ему обвинениях не признал, не побоялся назвать членов правительства «хамами».
17 октября Тройка при УНКВД по Московской области приговорила отца Василия к расстрелу. 21 октября приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово, где священномученик был погребен в безвестной общей могиле[xxvi]. Восемь детей (или даже десять, по воспоминаниям местных жителей) остались сиротами, а матушка Ирина – вдовой. Она прожила в Теремце до своей кончины в конце 1980-х годов. Среди жителей села матушка пользовалась уважением, несмотря на активно насаждаемое враждебное отношение к «служителям культа» и их семьям. Дом священника с небольшим огородиком сохранился и поныне, что тоже весьма показательно при разорении и воровстве в современных деревнях. Уважение к батюшке сменилось почитанием, когда Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Василий Озерецковский был прославлен в лике новомучеников.
После ареста отца Василия церковь зарыли. Здесь устроили кинозал, для чего заложили несколько оконных проемов. При строительстве в 1950–1960 годах дороги от Каширского шоссе через поселок Шугарово в сторону села Иван-Теремец и далее на село Верзилово колокольню храма взорвали, кирпич был пущен на отсыпку дорожного полотна заболоченной части дороги. Храм был перестроен до неузнаваемости, в нем разместили библиотеку и сельский магазин. Потом здание пустовало, растаскивались рамы, полы; барабан и глава его были утрачены, разрушен центральный алтарь.
В 1994 году храм (а в 1993-м здание бывшей земской школы) возвратили Русской Православной Церкви. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 27 апреля он стал подворьем Свято–Екатерининского монастыря. Был назначен настоятелем протоиерей Михаил Редкин, получен антиминс и возобновлены богослужения. Храм стал постепенно приобретать первозданный вид: к 1997 году были размурованы проходы правого Михаило-Архангельского придела, сломаны лжепотолки бывшего клуба, восстановлены исторические формы сводов и старинные полы, пробиты оконные проемы, заложенные прежде для кинозала, закуплена служебная утварь.
Началось воссоздание колокольни, приобретены колокола. Приступили и к благоустройству церковной территории. Прежде всего, она была полностью очищена от мусора и грязи. Серьезных работ требовал церковный дом, он к этому времени не имел ни рам в оконных проемах, ни отопления, ни канализациии, нуждались в ремонте келии, кухня и трапезная. С этими трудами батюшка с прихожанами справились в первые два года. Тогда же были сделаны шаги по налаживанию хозяйства: построен скотный двор, приобретены коровы, козы, куры, выстроен погреб, подведен телефонный кабель. Ежегодных забот требовало приобретение необходимого количества дров, угля, зерна, сена для животных.
В апреле 1996 года по ходатайству настоятеля Свято-Екатерининского мужского монастыря игумена (а ныне епископа) Тихона и с благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы был назначен иеромонах (ныне игумен) Пантелеимон (Лапшин). Из-за отсутствия священника в соседнем селе Верзилове отец Пантелеимон был тогда же назначен (по совместительству) настоятелем Преображенского храма.
Село Верзилово, расположенное в шести километрах от Иван-Теремца, когда-то принадлежало представителям старинного знатного рода князьям Шаховским. Эта фамилия уже встречалось нам в связи с печальной историей, описаной выше. Среди Шаховских был декабрист, видный общественный деятель, литератор, автор Сибирской конституции, «Записок о Туруханском крае», ряде трактатов Федор Петрович Шаховской (1796–1829). В Верзилове сохранились остатки его усадьбы: дом с колоннами, парк, «боскеты» в саду, источник св. вмч. Пантелеимона.
Богослужения в Преображенском храме села Верзилова продолжались даже в самые тяжелые времена для Русской Православной Церкви. Конечно, храм неоднократно пытались закрыть, но Господь не попустил совершиться неправедному делу. По рассказам местных старожилов, в конце 1940-х годов храм был намечен к сносу из-за строящейся одноколейки, которая по плану должна была пройти как раз на месте старинной верзиловской церкви. Но инженер, составлявший проект железнодорожной ветки (имя его не сохранилось в памяти местных жителей), внес поправки и, не согласовывая свои решения с начальством, отвел железнодорожное полотно буквально на несколько метров в сторону от церковных стен. Храм устоял. Железная дорога была построена.
Но когда начальство увидело, что приказ о сносе церкви не выполнен, инженер был арестован, осужден за злостное вредительство и выслан в дальние лагеря сроком на 10 лет. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Так, храм выстоял ценой принесенной во имя его спасения жертвы – может быть даже человеческой жизни.
В 2001 году игумен Пантелеимон был освобожден от служения в Преображенском храме села Верзилова и сосредоточил свои усилия на восстановлении Рождество-Богородицкой церкви села Иван-Теремец.
Милостию Богородицы, трудами настоятеля отца Пантелеимона и его паствы храм к настоящему времени совершенно преобразился. Была полностью воссоздана колокольня и главный алтарь, восстановлен четверик, произведена внутренняя отделка стен, окон и пола. Сверкают кресты на вновь установленных куполах. С прекрасно выполненных резных иконостасов на молящихся взирают лики святых угодников, сотнями огней горят паникадила. Благоустройство храма идет и сейчас: вслед за главным алтарем продолжается роспись всей церкви, заканчивается устройство левого Иоанно-Предтеченского придела, во дворе строится крестильня. Кроме того, большой затраты сил и времени насельников подворья требует работа на земле, скотный двор, коровник, огород, теплицы.
Для лучшего хозяйствования были приобетены электроподстанция, трактор, приняты от благотворителей различные сельскохозяйственные агрегаты. Подворье снабжает Свято-Екатерининский монастырь своим картофелем, который выращивается на пяти гектарах земли, другими овощами.
При храме возникла уникальная коллекция старых автомобилей, с любовью и знанием дела собранная игуменом Пантелеимоном. Коллекция предназначается для передачи в местный школьный музей.
Всякое дело, любое подвижничество, совершаемое без рассудительности – пагубно. Как слишком сильно натянутый лук может переломиться, так и труды сверх меры могут нанести вред душе человека. «Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии», – говорил преподобный Антоний Великий. В Теремце эту древнюю монашескую мудрость не забывают. В церковном саду сооружена терраса, где можно укрыться с книгой в непогоду, во дворе выстроена деревянная баня.
И все же нет лучшего отдыха, чем созерцание красот Божьего мира. В теплое время года подворье с храмом можно назвать райским уголком. Мастерски выполненный ландшафтный дизайн не может оставить равнодушным даже знатока парковой и садовой культуры. Удаленное от суеты мира, утопающее в зелени, с живописными дорожками, причудливыми растениями, цветниками, уединенными скамейками, небольшим прудиком, подворье располагает к размышлению и молитве. Открывающийся от храма чудесный вид на поля и дали умиротворяет душу и напоминает о нашей небесной отчизне.
Усталое тело и душу врачуют и воды святых источников, находящихся близ села Верзилова.
После назначения отца Пантелеимона настоятелем Преображенской церкви в 1996 году над святым источником св. вмч. Пантелеимона была устроена купель, воздвигнута часовня. К источнику потянулись паломники и богомольцы. А через несколько лет был восстановлен и обустроен другой святой источник на окраине Верзилова – Владимирской иконы Божией Матери. Когда-то это место почиталось местными жителями и заезжими странниками, стояла часовенка, имелась купальня.
Точное время постройки часовни над Владимирским источником не установлено. По преданию эту часовню посещал Петр I, когда охотился в местных угодьях князей Шаховских. Источник Владимирской иконы Божией Матери в советские годы был полностью уничтожен и восстановлен трудами насельников подворья Иван-Теремца. Над источником поставлена каменная часовня, устроена купальня и место, где можно брать воду. Когда закладывали фундамент, находили подтверждение тому, что когда-то здесь бывали люди: строителям попадались монеты начала XVIII века, разные предметы быта.
В полутора километрах от Иван-Теремца в деревне Новоселки сохранилась часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Первое упоминание о деревянной часовне на этом месте встречается в писцовых книгах 1674 года, где имеется запись: «Чудовым монастырем что на Москве запустевшая вотчина Коневского стана передана Степану да Мирону Михайловичу Мисюревым да за ними же деревня Новоселки, а в ней при дороге часовня Николы Чудотворца, древяна».
Настоящая же каменная была построена в 1885 году. Она была весьма простой архитектуры – четвериком с четырехскатой крышей и небольшой, крытой жестью, маковской на коротком барабане. Единственным украшением ее были наличники на окнах из белого камня и белокаменное обрамление граней барабана да белокаменная закомара для иконы над входом в часовню.
Во времена лихолетья часовню, конечно, закрыли, утварь растащили и уничтожили. Как это часто случалось, помещение использовали под склад, позже здесь установили большую емкость и до середины 1990-х годов часовню использовали для торговли керосином. Ремонта во все годы никакого не производилось, часовня с каждым годом все больше разрушалась, на крыше ее выросли березы и сорная трава. Но пришло время, и группа энтузиастов во главе со священником добились возвращения часовни Православной Церкви и привели ее в относительный порядок, освободив для начала от мусора.
В настоящее время стараниями игумена Пантелеимона часовня полностью восстановлена, покрашена, главку ее венчает золоченый крест. Благодаря спонсорской помощи, внутри ее расписали, поставили необходимую утварь. В конце 1990-х годов возрожденная часовня была вновь освящена во имя Святителя Николая. Ныне она приписана к храму Рождества Богородицы села Иван-Теремец, где служит игумен Пантелеимон. Он часто бывает в деревне Новоселки и проводит в часовне молебны и иные требы.
Издалека видна при дороге на Иван-Теремец нарядная Никольская часовенка. Она сверкает яркими красками и украшает нередко печальный средне-русский пейзаж. Здесь утомленный паломник может остановиться и, помолившись святителю Николаю, покровителю путешествующих, с новыми силами держать путь дальше, к неисчислимым святыням русской земли…
Синодик священно-церковнослужителей церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Иван-Теремец
Священники
Отец Иоанн (Иван Алексеевич) 1782–1789Супруга его Евфимия Антоновна
Отец Косьма (Косьма Иванович) 1800–1839
Отец Зосима (Зосима Иванович Лебедев) 1839–1850
Отец Симеон (Семен Михайлович Сахаров) 1850 – ум. 1882Супруга его Екатерина Алексеевна
Отец Николай (Николай Александрович Спасский) 1882 – ум. 1915Жена его Анна Семеновна (урожденная Сахарова)
Отец Феодор (Федор Виктрович Кореинов) 1915–1916
Дьяконы
Отец Иоанн (Иван Никитич), 1770-еСупруга его Гликерия Никитична
Отец Афанасий (Афанасий Иванович), 1782Супруга его Марфа Михайловна
Отец Косьма (Косьма Иванович), 1795–180
Отец Феодор (Федор Филиппович), 1801–1835
Отец Павел (Павел Федорович Лебедев), 1839–1840 Супруга его Елизавета Семеновна
Отец Алексий (Алексей Прохорович Смирнов), 1848–1860 Супруга его Софья
Отец Алексий (Алексей Васильевич Образцов), 1870 Супруга его Мария Семеновна (Урожденная Сахарова)
Отец Георгий (Рождественский), 1892–1898Супруга его Анна Ильинична
Псаломщики, дьячки, пономари, просфорницы
Филипп Алексеевич, дьячок, 1782–1789 Супруга его Анисия Ивановна
Петр Иванович, пономарь, 1782–1789 Супруга его Евдокия Ивановна
Феодор Филиппович, пономарь, до 1801
Матфей Гаврилович, пономарь, 1813–1840 Супруга его Наталия Дмитриевна
Иоанн Савич, дьячок, 1814–1835 Супруга его Мария Николаевна
Иоанн Феодорович, дьячок, 1839–1840
Андрей Гаврилович, дьячок, 1841–1848
Феодор Семенович Леонардов, пономарь, 1853–1870
Георгий Семенович Махаев, дьячок, 1854–1860 Супруга его Евдокия Ивановна
Петр Григорьевич Синайский, дьячок, 1865–1870 Жена его Наталия Егоровна
Георгий Рождественский, псаломщик, 1871–1892
Григорий Владимирович Никольский, псаломщик, 1916
Екатерина Алексеевна Сахарова, просфорница, 1882–1898
Елизавета Семеновна Сахарова, просфорница, 1904–1916
Официальный сайт храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Иван-Теремец http://www.ivan-terem.ru