Подворья Екатерининского монастыря (ныне все самостоятельные приходы)
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Таболово) | Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Коммунарке | Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Иван-Теремец | ||||||
ПОДВОРЬЕ В ТАБОЛОВЕ
ХРАМ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Ныне – самостоятельный приход.
ервое подворье появилось почти одновременно с открытием монастыря. Указом митрополита Ювеналия был определен в качестве подворья старинный белокаменный храм Успения Божией Матери в селе Таболово (ныне город Видное). К этому времени храм действовал уже в течение двух лет.
Старинное село Таболово известно с начала XVII века. В 1627 году здесь на реке Купельня находилась вотчина боярина И. Б. Черкасского. Церкви уже не было, но оставалось церковное кладбище. С 1646-го по 1680 год усадьбой владели бояре Морозовы. При последнем из Морозовых — М. И. Морозове сельцо состояло из боярской усадьбы, 17 крестьянских дворов и 7 дворов «поваренных» людей. Но затем владение было изъято в Царскую казну — в наказание за приверженность боярыни Феодосии Морозовой к старообрядчеству. Через год имение было пожаловано боярыне А. П. Хитрово, которая в 1696 году продала его братьям Апраксиным. В 1700 году Таболово числится селом, значит, здесь уже стояла церковь, может быть, деревянная. В 1706 году Петр Матвеевич Апраксин по обету приступил к постройке в своей усадьбе красивейшего белокаменного храма, а 1710 году началось строительство отдельно стоящей колокольни и каменной церковной ограды. Но работы по возведению церкви отчего-то затянулись и продолжались целых пятнадцать лет, хотя богослужения начались задолго до окончания строительства. Вероятно, первым был освящен левый придел во имя святых апостолов Петра и Павла (об этом нет отдельного упоминания). В 1716 году освятили правый придел в честь Архангела Михаила, в 1721 году — главный Успенский придел. Сохранились сведения о первом священнике Таболовской церкви — отце Александре (Михайлове). Вместе с ним при храме служили его сыновья: дьякон Петр, дьячок Иван и пономарь Дмитрий.
После 1757 года усадьба перешла к Трубецким.
Двести с лишним лет не прерывалось служение в храме. Сколько поколений старинного села Таболово вели отсчет своей жизни по событиям, связанным с их местной Успенской церковью! Последним настоятелем храма в Таболове был благочинный церковного округа, протоиерей Иосиф (Введенский). При нем действовала приходская школа, где учились грамоте маленькие жители села Таболово. Дети последнего хозяина имения купца Гаврилова также учились здесь. На церковной земле вблизи храма сохранилось единственное надгробие: здесь покоится шестилетняя дочка отца Иосифа. Рядом находится могила самого священника, но место ее пока не определено.
С приходом советской власти храм был закрыт. Не пощадили его безбожники XX века ни как церковь, ни как памятник архитектуры. После 1933 года храм подвергся частичному разрушению и перестройкам.
Во время войны помещение церкви использовалось под водонапорную башню. Здесь хранилась громадная емкость с питьевой водой. После войны в 50-х годах в помещении уникальной белокаменной церкви был устроен продуктовый магазин. Продуктов почти не имелось: местным жителям запомнилось, что здесь торговали в основном килькой да кислой капустой. Церковная ограда была сломана. Надвратная колокольня сиротливо стояла посреди площади. В ней расположилась автобусная станция. Начиная с середины 60-х годов и до 1989 года здание церкви занимал архив документальных фильмов (Мосфильм). Храм был разделен на 13 каменных боксов с тяжелыми железными дверями, на стеллажах хранилось более 47 тысяч коробок с кинопленками.
Закончились годы безбожия и гонений на христиан. Поруганные, обезглавленные, часто перестроенные до неузнаваемости, храмы один за другим возвращались верующим. Конечно, каждый шаг на этом пути требовал неимоверных усилий. Но передача таболовской церкви верующим, по милости Божией, прошла удивительно быстро и легко. Оформление бумаг заняло всего два месяца. Молва о возобновлении богослужений в храме моментально облетела город Видное и окрестные селения. Первый молебен состоялся 4 ноября 1990 года на Казанскую икону Божией Матери; служили еще не в храме, а на ступенях храма. Несмотря на все гонения, вера теплилась в сердцах людей. Отовсюду съехалось множество народа. Во время молебна многие плакали. Настоятелем вновь открывшегося храма, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, стал иеромонах (ныне епископ Видновский) Тихон.
После передачи храма верующим первым делом сломали перегородки, обили штукатурку, скрывавшую старинную кладку стен, соорудили временный иконостас. И сразу же, еще в холодном неотапливаемом храме, где в зимние месяцы стены покрывались изморозью, начались богослужения. С первых дней восстановления храма бессменной старостой его стала Г. В. Агафонова, принявшая впоследствии монашеский постриг в Свято-Екатерининском монастыре с именем Мария.
В храм по желанию одного местного жителя была возвращена небольшая икона святителя и чудотворца Николая. Он спас ее от огня, когда при закрытии церкви в 1930-х годах местные активисты-безбожники сжигали на костре храмовые иконы. С иконой святителя Николая этот человек прошел всю войну и не получил ни одного ранения, ни единой Царапины. Он верил, что спасением своим обязан иконе из родного сельского храма. Теперь она хранится в алтаре церкви.
Потомки строителей таболовской Успенской церкви Апраксины живут ныне в Бельгии. Дважды после возобновления службы храм села Таболово посетила Мария Николаевна Апраксина. Побывал здесь и сын Марии Николаевны. Со слезами умиления и благодарности он смотрел, как пожилые люди, в основном, женщины, не щадя себя, отдавали все силы на восстановление церкви. Семьей Апраксиных были пожертвованы посильные средства на храм.
В марте 1996 года в приделе Архангела Михаила возвели иконостас, в мае начали реставрацию колокольни. Тогда же разобрали обветшавший купол, сняли остатки старого креста. В октябре купол и крест на колокольне были обновлены и позолочены. При входе в храм выстроили каменную паперть. Летом 2002 года возвели новую каменную ограду, полностью восстановив архитектурный ансамбль, включавший надвратную колокольню. Двери и окна для храма были пожертвованы находящимся по соседству Видновским алюминиевым заводом.
29 мая 2003 года вышел указ митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о преобразовании храма Успения Божией Матери в отдельный приход. Настоятелем храма назначен иерей Михаил (Егоров), Благочинный Видновского округа.
В настоящее время продолжаются работы по созданию иконостаса. В приходе Успенской церкви работает воскресная школа. Ведется активная приходская жизнь.
Официальный сайт Успенского храма www.uspv.ru
Храм Cвятых Новомученикови Исповедников российскихв «Коммунарке»
Ныне – самостоятельный приход, относящийся к Викариантству Новых территорий
…Блаженны плачущие;ибо они утешатся.Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю.Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся.Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут…(Мф,5-1).
Распоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 13 января 1999 года объект «Коммунарка»был передан Русской Православной Церкви.По благословению Управляющего Московской епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенскогона месте бывшего спецобъекта НКВД «Коммунарка»было основано подворье Свято-Екатерининскогомужского монастыря.
а 24-м километре Калужского шоссе находится территория бывшей дачи Г.Г.Ягоды, где в 1937–1941 годах существовал спецобъект НКВД. Здесь хоронили расстрелянных в Москве «врагов народа». Из-за близости совхоза «Коммунарка» территорию с захоронениями стали также называть «Коммунаркой». По мнению сотрудников ФСБ, здесь лежат от 10 до 14 тысяч расстрелянных, но пока известны имена около 4,5 тысячи человек. В отличие от всех подобных мест, которых немало в нашей стране, в «Коммунарке» покоится руководство страны, военачальники высоких рангов, руководители крупных предприятий, дипломаты, разведчики, чекисты. Имена Н.И. Бухарина, А.И.Рыкова, И.С.Уншлихта, Я.Х.Петерса (заместителя Ф.Э.Дзержинского), и многих других известны из истории страны. Были расстреляны и захоронены здесь представители всех отраслей хозяйства, ученые, профессора, академики, врачи, известные писатели – Борис Пильняк, Артем Веселый. Конечно, здесь захоронено и множество простых людей, расстрелянных по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Дата первого захоронения – 2 сентября 1937 года, последнего – 16 октября 1941 года, когда шли бои с немцами на самых подступах к Москве.
С середины 40-х годов и до конца 1990-х годов территория спецобъекта «Коммунарка», обнесенная высоким забором с колючей проволокой, строго охранялась. Но времена менялись. 1989 год стал годом массовой реабилитации жертв сталинских репрессий. Начали открываться новые, неизвестные ранее страницы истории. В газетах регулярно стали печатать списки расстрелянных. Наконец, были названы и спецзоны, где происходили массовые расстрелы и захоронения, изданы Книги памяти. Родственники убиенных могли придти теперь на места захоронений, побыть здесь наедине со своими воспоминаниями, положить цветы на землю, принявшую тысячи казненных людей. Многие по 50–60 с лишним лет искали своих мужей, жен, отцов, матерей, сначала живых людей, потом – их могилы.
В 1993 году Бутовский полигон, а в 1999 и бывшая дача Ягоды были переданы Русской Право¬славной Церкви. «Коммунарка» стала подворьем Свято-Екатерининского мужского монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что бывшие спецобъекты станут местом постоянной молитвы и покаяния. Вскоре новое свое подворье посетил с братией епископ Видновский Тихон, настоятель Свято-Екатерининского монастыря. 3 июля 1999 года монахами Екатерининского монастыря был установлен у въездных ворот Поклонный крест; около него оборудовали площадку для совершения поминальных служб.
В здании, занимаемом когда-то спецслужбами НКВД, решено было оборудовать небольшую домовую церковь. В январе 2000 года был получен антиминс для храма святых Новомучеников и Исповедников российских. 10 апреля 2000 года вышел указ о назначении настоятелем подворья Свято-Екатерининского мужского монастыря иеромонаха Стефана (Макарова). Первая Божественная литургия в домовом храме состоялась в Троицкую родительскую субботу 2000 года. На подворье начались регулярные богослужения. В «Коммунарке», как и в Свято-Екатерининском монастыре, начинать было трудно. Люди боялись этих мест, обходили их стороной. В монастыре во время первого богослужения народ стоял у ограды и не решался войти. Насельники монастыря за руку, как малых детей, переводили людей через двор – к храму. То же было и на подворье в «Коммунарке». В течение нескольких месяцев у домового храма была одна-единственная прихожанка. Жизнь на подворье, расположенном в глубине глухого леса, вдали от селений была нелегкая: ни питьевой воды, ни электричества, то тут, то там протекала крыша. Но не это, конеч¬но, главное. Самое главное заключалось в том, что порой невыносимо было оставаться наедине с этим местом, этой землею. Сердце не выдерживало, нападал какой-то необъяснимый ужас. Хотелось бежать, куда глаза глядят. Но… тысячи расстрелянных людей лежали здесь. Их души взывали о помощи. И вот – не гасли лампады в домовом храме, теплились свечи, неутомимо читалась Псалтирь в память убиенных, во очищение и спасение собственных душ. И постепенно, очень медленно мрак отступал…
Управляющий Московской епархией Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, благословил строительство храма в честь святых Новомучеников и Исповедников российских. Нашлись покровители и жертвователи, пожелавшие внести посильную лепту в это святое дело. Архитектурный проект храма был утвержден митрополитом Ювеналием. Летом 2001 года был заложен фундмент, а всю зиму братия завозила на территорию «Коммунарки» строительные материалы для будущего храма. Возведение стен было начато весной 2002 года. В стенах недостроенного храма 11 августа 2002 года состоялось богослужение – чин освящения на основание храма. Возглавил богослужение епископ Видновский Тихон.
Незаметно выросли стены церкви и возвели купол; и вот уже состоялось водружение крестов и освящение церковных колоколов.
В долгожданный и радостный день освящения колоколов Надежда Михайловна Родина, дочь расстрелянного и захороненного здесь М.Н.Родина, выразила общие чувства собравшихся, сказав: «Я ждала этого дня, мечтала о том, когда зазвонят колокола. Наконец-то завеса таинственности и страха, которая висела над этим местом все эти годы, уйдет навсегда, и эта земля станет святой. Я в это верила. Слава Богу, что это наконец-то совершилось, я благодарю Бога, что дожила до этого дня».
АРХИТЕКТУРА ХРАМА СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ НА БЫВШЕМ СПЕЦОБЪЕКТЕНКВД «КОММУНАРКА»
В 1999 году на основании распоряжения Правительства РФ главой Ленинского района Московской области было подписано постановление о безвозмездной передаче Русской Православной Церкви в бессрочное пользование земельного участка площадью 20 гектаров «под строительство храма и мемориального комплекса». Ныне на территории бывшего полигона НКВД «Коммунарка» создано подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря Московской епархии.
В одноэтажном деревянном доме, занимаемом прежде службами чекистов, проживают насельники подворья и устроена домовая церковь во имя святого Иоанна Предтечи. С момента ее освящения в стенах подворья не прерывается православное богослужение, непрестанно возносится поминальная молитва о душах тысяч убиенных и захороненных рядом людей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по милости Божией здесь старанием церковного причта возведен каменный храм и подготовлен проект создания мемориальной Аллеи Памяти. Для строительства храма выбрана большая лесная поляна со спокойным рельефом.Генеральный план разработан с учетом сложившейся структуры застройки подворья. Храм возведен на свободном от леса участке рядом с подъездной дорогой, вблизи монастырских построек – существующих и проектируемых. Главный вход и въезд на территорию со стороны Калужского шоссе. Зона, где во времена НКВД производились массовые захоронения жертв политического террора и где намечено создание мемориала, отделена от храмовой зоны лесным массивом, протяженным прудом и ручьем. Храмовая и мемориальная зоны располагаются в разных концах территории подворья. К общим могилам и местам поминовения ведут по лесу пешеходные тропы. У посетителей мемориального некрополя, где захоронены представители партийной и военной элиты (в большинстве своем это атеисты, а также люди различных вероисповеданий), есть возможность выбора – посещать православный храм, достаточно удаленный от могил их родных и близких, или нет. Храм в честь святых Новомучеников и Исповедников российских рассчитан на 300 человек. В соответствии с канонами православия алтарная его апсида ориентирована на восток
.Рядом с храмом с трех сторон – с западной, южной и северной – запроектирована площадь, которая в случае большого стечения верующих может служить папертью для богослужения под открытым небом. С севера, востока и частично с юга церковный участок ограничен лесным массивом
.Храм выполнен в формах, традиционных для московского церковного зодчества. Основной объем храма имеет распространенную трехчастную осевую композицию, к нему примыкает объем трапезной и с запада композицию замыкает небольшой притвор, над которым устроена звонница. С южной стороны трапезной был запроектирован небольшой придел во имя святого Иоанна Предтечи, в котором размещена крещальная церковь.
Архитектурное решение здания продиктовано общим желанием не отступать от церковной архитектурной традиции. Сооружена не большая колокольня, а невысокая звонница. В лесу, где деревья являются естественным акустическим усилителем колокольного звона, высота, на которой находятся колокола, может быть небольшой. Звон производится не с земли, по типу псковского, но с крытой площадки, находящейся на уровне колоколов. Асимметричная, простая по форме звонница с арочными проемами для колоколов расположена над западным входом в церковь. Попадают в звонницу из придела по самостоятельной изолированной лестнице, проходящей вдоль северной его стены.Отделка фасадов церкви выполнена по традиционной технологии. В киотных нишах над тремя входами помещены иконы.
ИНЖЕНЕРНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В «КОММУНАРКЕ»
В ходе разработки проекта церкви Новомучеников и Исповедников российских главным архитектором Е.Н.Гуровой была принята концепция создания храма в формах, «традиционных для московского церковного зодчества». При этом высказывалось пожелание, чтобы конструкции перекрытия всех объёмов были бы также традиционными, т. е. сводчатыми. Другим пожеланием являлась «организация единого внутреннего пространства, подчинённого главному объему двухсветного четверика, объединяющего собой трапезную и апсиду». Прототипом четверика мыслился конкретный храм – московская церковь Зачатия Анны (1510 год)
.В рамках осуществления задуманного в числе прочих инженерных вопросов предстояло решить наиважнейший – построение внутреннего объема основного четверика и конструирование крещатого свода.
По поводу последнего следует отметить, что крещатый свод – конструкция достаточно редкая в русской архитектуре ввиду сравнительной сложности как его формы, так и технологии возведения. Бесстолпные храмы с крещатым сводом строились в относительно узком историческом интервале, занимающем чуть более 150 лет – с конца XV до середины XVII веков. Общее их число и на тот период едва ли насчитывало три десятка, а до наших дней сохранилось не более пятнадцати, в том числе семь из них– в Москве. Для крещатого свода храма в «Коммунарке» принята характерная система перекрёстных арок традиционной параболической формы, пролетом 7,56 метра в направлении север-юг и 7,96 метра в направлении запад–восток.
Четверик храма своими поперечными стенами опирается на подпружные арки пролётом более 5 метров.
Односветная трапезная перекрывается лотковым сводом на семи распалубках. Торец этого свода упирается в западную подпружную арку. В восточную арку упирается торец сложного свода апсиды. Придел перекрыт глухим сомкнутым сводом на двух подпружных арках.
Таким образом, можно сказать, что весь сводчатый интерьер здания сложился как результат логических инженерных построений, учитывающих специфику нагрузок, вид строительного материала и потенциальный режим эксплуатации.
Всего же конструкции церкви включают в себя до десяти видов различных арок и сводов, технология возведения которых ныне почти утрачена
.РОСПИСИ АЛТАРЯ ГЛАВНОГО ХРАМА
Росписи алтаря выполнены в византийском стиле. За горним местом – изображение Спасителя, сидящего на престоле «Великий Архиерей». Нижний пояс представляет собой службу Отцов и Учителей Церкви, среди которых святитель патриарх Тихон; каждый из них держит в руках свиток. В росписях алтаря храма, освященного в честь Новомучеников и Исповедников российских, в котором приносится святая бескровная Жертва, часто изображаются лики «новозакланных агнцев», предстоящих престолу Божию и «наслаждающихся бессмертной трапезы и жизни вечной в Царствии Небесном» (из службы Собору Новомучеников и Исповедников российских). Так, средний пояс представляют священномученики и священноисповедники: протоиерей Михаил Селищенский (Дмитриев), протоиерей Роман Медведь, преподобномученик игумен Иоасаф (Крымзин), протоиерей Константин Голубев, Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский, Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (автор текста службы Собору Новомучеников и Исповедников российских), Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, Фаддей Успенский, архиепископ Тверской, Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский, Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский, Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский, Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, архимандрит Сергий (Сребрянский), иерей Владимир Амбарцумов, протоиереи Ярослав Савицкий, Сергий Мечев. Ряд включает в себя и святых праведных Иоанна Кронштадтского и Алексия Мечева. Вверху свода изображена икона Божией Матери «Знамение». В северной части свода – фрагмент ветхозаветной библейской истории «Принесение Авраамом сына Исаака в жертву». Это событие послужило прообразом новозаветной Великой Голгофской жертвы Единородного Сына Божия Иисуса Христа. На южной части – евангельский сюжет явления воскресшего Спасителя Своим ученикам апостолам Луке и Клеопе. Здесь запечатлен момент, когда Господь открылся не узнавшим Его до сих пор ученикам в преломлении хлеба.
Верхняя часть алтарной апсиды представляет собой композицию Тайной вечери, на которой Господь преподает Бессмертную Трапезу подходящим к Нему с двух сторон двенадцати апостолам.
На западной стене над иконостасом помещена композиция с изображением «Престола уготованного», где на дискосе положен Агнец Божий – младенец Христос, и двух ангелов, с обеих сторон воспаряющих над престолом, как бы в напоминание об их невидимом присутствии при совершении Божественной литургии.
На арке, соединяющей алтарь с четвериком, плеяда русских святителей, которую завершает святой патриарх Тихон.
На южной и северной стенах, по углам прилежащих к иконостасу, изображение диаконов: новомученика Николая Цветкова и преподобномученика Романа Сладкопевца. С внутренней стороны иконостаса с обеих сторон от Царских врат – две иконы одной композиции «Не рыдай Мене Мати». На одной из них Матерь Божия, обращенная к «уснувшему Плотию» Сыну Своему, изображение Которого находится на иконе к северу от врат.
ИКОНОСТАС ГЛАВНОГО ХРАМА
Иконостас храма в честь Новомучеников и Исповедников российских выполнен в византийской традиции. Иконы первого ряда обрамлены серебряной басмой. На створках Царских врат изображение в рост святого Архангела Гавриила и Богородицы, принимающей от него радостную весть. Справа от Царских врат – икона Господа Вседержителя, слева – изображение Божией Матери «Семистрельная». На северных и южных вратах иконостаса – святой архидиакон Стефан и архангел Михаил. Все иконы местного ряда выполнены в полный рост. Верхний ряд иконостаса раскрывает события двунадесятых праздников. Над Царскими вратами традиционно помещено изображение Тайной вечери. Вверху иконостаса распятие.
РОСПИСЬ ЧЕТВЕРИКА И ТРАПЕЗНОЙ ЧАСТИ ХРАМА
Начиная с XIV века, в Москве стали появляться подворья, служившие представительствами крупнейших монастырей Русской земли. В структуре столицы, включая Кремль, таких подворий в XVII веке стало насчитываться более сотни. На каждом стоял хотя бы небольшой храм, и вместе с другими храмами они наполняли панораму Москвы множеством горящих золотом церковных глав и крестов.
И в наше время восстанавливается и открывается много монастырских подворий. Одним из примеров вновь основанного подворья Свято-Екатерининского мужского монастыря является недавно построенный каменный храм в честь Новомучеников и Исповедников российских, находящийся на бывшем полигоне НКВД «Коммунарка» – месте гибели многих тысяч людей.
Данная глава знакомит с историей создания росписей в основном пространстве храма, общий объем которых составляет около 500 квадратных метров, и написания храмовой иконы «Собора Новомучеников и Исповедников российских», которая входит в ансамбль трапезной.
В конце мая 2007 года начались работы по подготовке стен четверика и трапезной под роспись. Были выполнены эскизы предстоящей росписи и перенесены на стены. Особенность данной росписи заключается в особом светлом колорите фона, на котором размещаются строгие композиции и легкие орнаменты, подчеркивающие архитектонику храма.
Роспись четверика представляет собой четыре крупных монументальных композиции (высота стен более 10 метров). На восточной стене, над иконостасом, помещено изображение Богородицы с Богомладенцем на Престоле, на фоне Райского сада, в окружении четырех ангелов, держащих свитки с текстом молитвы ко Пресвятой Богородице:«Что Тя наречем, О Благодатное Небо, яко возсияла еси Солнце Правды: рай, яко прозябла еси нетленна: чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Прямую аналогию мы можем видеть на восточной стене Владимирского собора Сретенского монастыря в Москве, в стенописи XVII века. Богоматерь там также помещена среди райской растительности и окружена летящими ангелами со свитками в руках. Частично данная композиция напоминает нам мотивы иконографии «Похвалы Пресвятой Богородицы» Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.Представленный извод отражает символические представления о Божией Матери как Образе Рая Небесного. Белый цвет всегда являлся символом чистоты и святости, то есть относился к видописанию Рая – места вечного блаженства праведников, как и причудливые деревья и растения, напоминающие нам о Древе жизни, растущем посреди Райского сада.В текстах Акафистов Пресвятая Богородица часто уподобляется «одушевленному раю», «чертогу бессмертия», «одушевленному престолу Царя Небесного» (что прямо отражено в композиции восточной стены), «палате небесной, вместившей невместимое небо». Ее именуют «Тайных цветов прекрасным сущим раем». По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Богоматерь «ввела человечество в мир бессмертия».На западной стене размещается композиция Распятия с предстоящими и воинами на фоне стены града Иерусалима, также обрамленная рядом изысканных орнаментов.
Северная и южная стены включают в себя композицию с двенадцатью предстоящими на молитве различными чтимыми святыми и новомучениками, по шести с каждой стороны. Их фигуры помещены в живописные арки, разделенные изящными колонками.
На северной стене мы видим: преподобного Сергия Радонежского, святителя Игнатия (Брянчанинова), святого Феофана Затворника, преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Крондштадтского и преподобного Амвросия Оптинского. На южной стене: священномученик Владимир, митрополит Киевский, священномученик Петр, митрополит Крутицкий, святой Тихон, патриарх Московский и всея России, святой царь-мученик Николай-страстотерпец. Серафим (Чичагов) и святая преподобномученица великая княгиня Елисавета.
Пространство трапезной решено в таком же строгом орнаментальном стиле и по своему колориту напоминает росписи галереи Софийского собора в Киеве, с применением всего трех или четырех цветов. На своде трапезной помещено изображение Креста в обрамлении причудливого растительного орнамента с двенадцатью птицами, символизирующего собой виноградную лозу. Подобные изображения крестов часто встречаются на сводах древних пещерных храмов Каппадокии.
Стены четверика и трапезной храма были раcписаны за четыре месяца художниками-иконописцами М.Б.Шабаевым и М.С.Леонтьевым. Ими же была выполнена и храмовая икона «Новомучеников и Исповедников российских». Размер иконы 160х90, множество фигур святых потребовало кропотливой работы. Ее главной особенностью является интересный иконографический извод, несколько отличающий ее от иконы Новомучеников и Исповедников российских, написанной для Храма Христа Спасителя в Москве к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года. В иконе храма Новомучеников и Исповедников на бывшем спецобъекте «Коммунарка» место символического образа Храма Христа Спасителя занимает изображение Божией Матери Державной на престоле с предстоящими ангелами. Перед написанием иконы ее эскиз был утвержден деканом факультета церковных художеств ПСТГУ протоиереем Александром Салтыковым. В остальном композиционное расположение святых и их состав, цветовое решение практически схоже с юбилейной иконой святых Новомучеников и Исповедников российских из Храма Христа Спасителя. Подобные иконы уже были написаны перед этим, например, известен образ с похожим замыслом, написанный в иконописной школе Московской духовной академии в 2002 году для храма святого Тихона в поселке Московском.
Художественный язык стенописи храма в «Коммунарке» очень самобытный и сочетает в себе приемы утонченной графики с деликатным колористическим решением, интересно взаимодействуя с ранее осуществленной росписью купола и барабана в византийской традиции.
В целом ансамбль данных росписей и храмовой иконы можно отнести по приемам к классическому соборному стилю письма московской школы иконописи конца XV–XVI веков.
ПРИДЕЛ ХРАМА В ЧЕСТЬ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Алтарь придела
Правый придел храма посвящен святому Иоанну Крестителю. Главное место в росписях алтарной части придела занимает поясовое изображение святого Иоанна Крестителя, изображенного, по одной из традиций, с ангельскими крыльями, как «ангел посланный пред Лицем Божиим». Изображение занимает по объему всю восточную стену алтарной апсиды. Святой Иоанн держит в руках чашу с лежащим в ней младенцем Христом. Внизу изображения слова, указывающие на его служение: «Иоанн свидетельствова о Нем, яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся, приближебося Царство Небесное, уготовайте путь Господень».
Внутри арки, отделяющей свод от иконостаса, поясные изображения святителей апостольского века, среди которых праведный Лазарь, воскрешенный Спасителем и ставший впоследствии епископом острова Кипр.
В нижней части, между аркой и апсидой, два изображения: с северной стороны Господь, изображенный на Крестном древе; справа – святой первомученик архидиакон Стефан.
Иконостас придела
Иконостас придела святого Иоанна Крестителя выполнен в русской традиции. На верхних округленных створках Царских врат изображено Благовещение архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. На основной части Царских врат – изображение двух святителей и вселенских учителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
На южной двери иконостаса икона Святой Троицы с четырьмя клеймами под ней с описанием библейских сюжетов: сотворение мира Превечным Словом, искушение Адама и Евы в раю змием обольстителем, Ноев ковчег и явление Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму.
Справа икона святого Иоанна Крестителя. На северной двери – икона Крещения Господня, слева от нее – Иверская икона Божией Матери.
На следующем ряде иконостаса, называемом деисусным, обращенные с молением к Господу Иисусу Христу, изображенном в центре ряда, Богородица и святой Иоанн Креститель, архангелы Гавриил и Михаил, первоверховные апостолы Петр и Павел. Следующий ряд посвящен главным событиям из земной жизни Спасителя. И на последнем ряде иконостаса – святые пророки. Увенчивает иконостас распятие со Спасителем, выполненным в византийском стиле.
Роспись придела
Посреди храма расположен баптистерий из белого мрамора в форме креста, предна¬значенный для крещения. Можно сказать, что росписи придела, обрамленные богатым живо¬писным орнаментом, в некотором смысле передают тему крещения.
На своде восточной части придела изображение благословляющего Господа Иисуса Христа «Ветхого деньми», окруженного шестокрылатыми серафимами. Вокруг помещены фрагменты из жизни святого Иоанна Крестителя. Так, в южной части свода – события Рождества великого пророка, повествуемые в Евангелии от Луки. На северной стороне – в одной композиции проповедь святого Иоанна в пустыне «уже бо и секира при корени древа лежит»; тут же мы видим и момент усекновения его честной главы, и саму нечестивую Иродиаду. На северном и южном поясах – изображения в кругах древних восточных подвижников и русских преподобных.
На северной нижней части свода – по обе стороны проема – лики святых патриарха Тихона и царя-страстотерпца Николая. На боковых стенах арки – святые мученики Георгий и Димитрий Солунский. Внутри арочного проема, отделяющего главную часть придела от западной, святые русские князья страстотерпцы Борис и Глеб. На потолочной части придела в центре мы видим изображение Божией Матери «Оранты» с воздетыми руками. Вокруг, по углам, две пары равноапостольных святых – Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга с князем Владимиром. Западная, северная и южная стены придела включают в себя композицию со святыми равноапостольным Константином и царицей Еленой в центре западной стены и сонмом чтимых святых мучениц и преподобных жен.
Орнаменты цокольной части придела представляют собой чередование узорчатых полотенец и имитацию живописного мрамора.
Оба иконостаса, алтарь, барабан и придел храма расписаны группой иконописцев под руководством А.С.Вронского.
Храмовая утварь
Перейдём к описанию церковной утвари храма святых Новомучеников и Исповедников российских. Все изделия были отлиты и позолочены по проекту и моделям художника-скульптора, реставратора Н.М.Аввакумова на Софринском заводе Московской патриархии.
Посреди храма висит, мерцая огнём лампад, центральный светильник. Он смотрится спокойно и величественно, как бы паря в воздухе и напоминая при этом великолепный ажурный венец, украшенный драгоценными камнями-лампадами. Светильники такой формы широко распространены в греческих храмах и известны с византийских времен. Они устраивались в виде большого кольца с двенадцатью арочками-воротами и символизировали собой Небесный град Иерусалим, спускающийся с небес. Подобные светильники назывались «хоросами». Они подвешивались обычно на двенадцати цепях. В арочках светильника помещены двухсторонние иконы, изображающие с внешней стороны апостолов, а с внутренней – пророков. На ободе хороса вместо привычных лампочек помещены 24 лампады по числу апокалиптических старцев, молящихся перед престолом Божьим, описанных в Откровении Иоанна Богослова.
Через царские врата хорошо виден семисвечник, стоящий подобно семи святильникам перед Престолом Божьим в Откровении Иоанна Богослова. Семисвечник имеет вид райского древа. В обрамлении его ветвей изображён голубь в царском венце – это символ Святого Духа. В ветвях семисвечника помещены двухсторонние иконы Деисусного и Пророческого рядов. Иконы для хороса и семисвечника были написаны И.А.Коршевой. Они как бы дополняют «недостающие» ряды иконостаса, заканчивающегося праздничными образами.
Перед центральным иконостасом поставлены два подсвечника необычной формы. В древности в русских храмах такие подсвечники были довольно распространённым явлением и назывались «тощими свечами». Основание подсвечников покоится на миниатюрных львиных фигурках, верх же его вознесен на шести токарных балясинах. Столбы подсвечников расписаны травными орнаментами и святыми молитвами, обращёнными к Матери Божьей и Спасителю. Росписи выполнены автором проекта церковной утвари.
В алтаре придела в связи с его малыми размерами устроен настенный семисвечник. По бокам – пристенные подсвечники. Небольшие трёхсвечные паникадильца висят в этом и главном алтарях.
Четверик придела Иоанна Предтечи украшен бронзовым паникадилом на 12 свечей с просечным яблоком, ажурными священиками и венчающим крестом.Ещё одним дополнением к образу храма Новомучеников и Исповедников российских, подчеркивающим его мемориальное значение, послужат центральные бронзовые двери западного входа. Традиция подобного украшения главных дверей восходит к глубокой древности. Известны медные двери с изображениями праздников и святых, выполненных в технике золотой наводки, в Успенском и Благовещенском соборах Московского Кремля. Сохранились литые бронзовые двери в Софийском соборе Новгорода и не так давно воссозданы двенадцать рельефных дверей Храма Христа Спасителя
На створках дверей храма святых Новомучеников и Исповедников российских будут помещены двенадцать рельефов, повествующих о сотворе¬нии первых людей, их грехопадении, обетовании Божьем о спасении людей через Господа нашего Иисуса Христа. На дверях помещено изображение Каина, убивающего по наущению диавола своего брата Авеля. Этот сюжет призван напомнить о братоубийственной и богоборческой сути творившихся в послереволюционной России событий. На фрамуге дверей помещено изображение распятия Господня с висящими на крестах благоразумным и неблагоразумным разбойниками. Вспомним, что один разбойник злословил Иисуса Христа, а другой же унимал его и говорил, что они наказаны справедливо, а Он ничего худого не сделал. И тогда Господь простил ему грехи и взял с Собой в рай. Изображение это особенно уместно здесь, где происходили массовые казни людей. Это Евангельское событие вселяет надежду на милость Божью к тем, чей прах лежит в этой земле, и к нам, грешным.
«Вступив в храм, вы как бы оставляете за собою землю и вступаете в земное небо, оставляете время и вступаете в вечность…»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Указом № 4654 от 14 декабря 2011 г. митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия упразднился внутриепархиальный статус Местной православной религиозной организации Прихода храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских как подворья Екатерининского мужского монастыря Московской епархии РПЦ.
Официальный сайт храма Новомучеников и Исповедников Российских полигона Коммунарка http://hram-poligon-kommunarka.ru
История храма Рождества Пресвятой Богородицы села Иван-Теремец
Ныне – самостоятельный приход.
Географическом атласе вы с трудом отыщете такую маленькую точку как «село Иван-Теремец Ступинского района Московской области». Едва ли легче вы найдете его, если обратитесь и к старым путеводителям, картам и справочникам. В чем же причина? Ведь на древность его явно указывает и архитектура церкви конца XVII – начала XVIII столетия и само название звучит для современного уха, как эхо из глубины веков. Непривычное среди подмосковных поселков и деревень имя, которое дали ему наши предки, объяснит нам многое.
Первое упоминание об этом месте мы встречаем в 1577 году как о погосте Теремец в Коневском стане. Официально погост, по мнению краеведа района, так не назывался, но в народе бытовало это название, и только в 1715 году записано «погост Теремец. Церковь Рождества Пречистой Богородицы, каменная»[i]. В XVI же веке о нем говорится безымянно: «погост царя и великого князя на речке на Каширке, в погосте Церковь Рождества Пречистые Богородицы, древяна». И в тех же писцовых книгах упоминается, что собирали «сено на речке Каширке, что ниже Теремца». Конечно, имелся ввиду этот погост с церковью в Коневском стану. Очень вероятна версия, что погост с усыпальницей для упокоения праха русских воинов погибших в сражениях с татаро-монголами на землях Коневского стана основал сам царь Иван Грозный. Царские стрельцы помогали местному населению отражать набеги казанских ханов, увозившим и сплавлявшим по Волге награбленное в сторону Казани. Храм, воздвигнутый недалеко от тракта Москва-Астрахань, по этому преданию, имел очертания терема, что и дало ему название Иван-Терем (терем, основанный царем Иваном IV). Впрочем, как объясняют историки-краеведы, слово «Теремец» в собственном смысле означает «погост». «Теремцами или Теремками в Новгородской земле часто называли погосты – возможно, от форм погребальных сооружений».
Интересно проследить, и как менялся «адрес» погоста Теремец. В XVIII веке погост уже в Киясовской волости Коломенского уезда Московской губернии. В 1774 году Киясовская волость стала государевой – ее приобрела для себя императрица Екатерина II у княгини Белосельской и назначила туда управляющим А.Т. Болотова, который прослужил там полтора года и способствовал наведению в ней порядка[iv]. В XIX и XX веках Киясовская волость переходит в 3-й стан Серпуховского уезда Московской губернии, а после революции 1917 года погост значится в Каширском уезде Московской области. И наконец, входит в Ступинский район под наименованием «село».
Но основное время своего существования Теремец был, конечно, не селом, а именно погостом и название для современников ясно указывало на характер поселения. Поэтому часто его и нет в справочных книгах, указателях селений и т. д., где обозначались села, деревни, и для погостов места не оставалось. Что же собственно означало это слово «погост»? Если древнейший погост был центром крестьянской общины (включающей несколько деревень), и на них останавливались князья для сбора дани, то к XVI–XVII векам характер погостов начинает меняться. Они утрачивают значение центров территориальной общины, превращаясь в небольшой поселок: церковь, кладбище, несколько домов причта[v]. С XVIII века под погостом уже постоянно подразумевали отдельно стоящую церковь с кладбищем. Фактически, как географическая единица, поселение было незначительным, т.к. включало меньше десятка дворов. (В середине XIX века в Теремце находим только 4 двора церковно-священнослужителей). Такое число жителей, конечно, не давало права назвать его «селом», «сельцом». Но наименованию «деревни» оно тоже не отвечало, т.к. имело церковь.
Собственно поселение было основано и существовало ради храма и кладбища.
Первоначально храм, как указывалось выше, был деревянный. Настоящий же каменный был сооружен в 1703–1704 годах, как свидетельствуют ранние клировые ведомости[vii]. Позже эта дата была забыта, и в XIX–XX веках постоянно писалось, что церковь построена «неизвестно когда и тщанием кого». В конце ли XVIII – начале ли XIX века в храме был устроен правый придел в честь свт. Димитрия Ростовского. Он был холодным (не отапливался), как и основная церковь. Однако, к середине XIX века храм уже требовал ремонта. В клировых ведомостях 1833–1835 годов причт еще записывает, что церковь «зданием каменная с таковою колокольнею, крепка», а в ведомостях за 1840 год находим сведения о том, что «церковь каменная, покрыта железом, с таковою же колокольнею, не совсем крепка, ибо в некоторых местах оказываются трещины».
Ремонт, одновременно с частичным переустройством храма был произведен усердием настоятеля отца Зосимы Лебедева в первой половине 1840-х годов. По всей вероятности, тогда-то и был в храме устроен левый придел во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Очень может быть, что не имя Грозного царя, а левый теплый придел дал двойное название селу, особо закрепившееся в XX столетии. (Заметим, что в более ранних документах погост не носит имя Ивана). Это неудивительно – ведь придел отапливался, в нем совершались богослужения значительнейшую часть года и прихожане знают церковь и, следовательно, погост, как «Ивановы».
Следующие существенные изменения в храме произошли в конце XIX века. Но забежим немного вперед. В марте 1908 года в Комиссию по сохранению древних памятников императорского Археологического Общества поступило отношение из Московской Духовной Консистории о том, что причт и староста погоста Теремца Серпуховского уезда просят разрешить им вместо настоящей холодной церкви, пришедшей в ветхость, построить новую и приподнять на один ярус колокольню. (По законодательству того времени Московская Духовная Косистория не должна давать разрешения на слом и переделку церквей и часовен без согласования с Обществом). Запрос причта теремецкого храма в течение весны и лета обсуждался на заседаниях Комиссии. Один из ее членов – А. М. Гуржиенко – приезжал в Теремец и сделал перед Комиссией доклад о результатах осмотра храма. Приводим его полностью:
«Церковь погоста “Теремец”, представляющая собой хороший образец русской архитектуры конца XVII или начала XVIII века, очень запущена и постепенно разрушается.В 1896 году передняя ее часть (трапезная) была уничтожена и на ея месте выстроены два придела. Ныне существующая старая церковь имеет в плане квадрат, переходящий посредством арочных парусов в восьмигранник; алтарь троечастный.Цоколь ея, из тесаннаго белаго камня, полуразрушен и кирпич около него отсырел и обветшал.
Весь восьмигранник церкви наклонился всей массой в северо-восточную сторону.
Два оставшиеся незастроенными новой частью церкви в 1896 году угла с угловыми тремя полукруглыми пилястрами, как с северной, так и с южной стороны отошли от вертикала и в этих углах около пилястр видны средния трещины, идущия сверху вниз.В южной стороне трещины эти сильно заметны, как снаружи, так и внутри церкви, в северной же стороне только снаружи. Трещины эти распространились и на арочный парус в юго-восточной части церкви.
Трещины, более позднего происхождения, заметны на обоих арочных парусах, около новой пристройки в западной части церкви.
Кроме перечисленных более серьезных трещин заметны еще трещины по перемычке юго-восточного окна абсиды и трещины в северной части абсиды около северо-восточного окна. На сомкнутом главном своде восьмигранника видны следы от сырости.Главка деревянная, с восьмью пилястрами, окрашена масляной краской, по-видимому, поздняго происхождения, хотя общим своим характером гармонирует со всей церковью.Все архитектурные украшения церкви, как-то: карнизы, угловыя пилястры на восьмигранники, наличники окон и дверей сохранились не испорченными, окна не расширены. Обвалились угловыя средния пилястры в углах с северо-восточной и юго-восточной части церкви почти на 1/3 высоты.
Стены снаружи были когда-то окрашены в темно-красный тон; архитектурныя украшения – белыя.
Иконостас не интересный, поздний; живописи по стенам нет. Внутри церковь окрашена в темно-серый тон масляной краской.
Привести ее в хороший вид желательно и вполне возможно».
Комиссия вынесла решение: «В сломе церкви отказать, а предложить ее ремонтировать». В скором времени выяснилось, что в 1894 году по прошению причта, старосты и прихожан МДК разрешила произвести следующие работы в трапезной церкви: “вместо ветхаго, грозившаго падением, деревяннаго потолка в трапезе устроить своды, переделать окна и отштукатурить, переделать купола и главы на колокольне и настоящей церкви, вместо деревянных каркасов поставить новые железные, поставить новые кресты на настоящей церкви и колокольне и оные позолотить, а также окрасить масляною краскою крышу на церкви и колокольне”.
Однако, вместо ремонта в 1896–1897 годах древняя деревянная трапезная была сломана и построена вновь каменная, более просторная, крытая железом. Попытка 1908 года также поступить с главной частью храма не удалась, и с разрешения Комиссии в XX веке произвели частичные работы: под алтарь подложили новый фундамент, перекрыли крышу и вокруг храма восстановили разрушившуюся ограду с железными решетками.
История погоста – это судьба не только храма, но и причта служившего в нем, прихожан. Причта при церкви «издавна» и до XX века положено: священник, дьякон, дьячек и пономарь. Как правило, штат был полный. Однако, с 1881 года, как записано в клировых ведомостях, «за выходом диакона во священника, диаконская вакансия была закрыта, указа на это нет». В 1892 году псаломщик Георгий Рождественский был рукоположен во диакона и оставлен при Теремецком храме на псаломщицкой вакансии[xv]. А в XX веке при церкви по штату положены только священник и псаломщик (правда, была еще просфорница). Дома у священно- церковнослужителей были собственные, деревянные, на церковной земле.Приход церкви был большой, и хотя, конечно, число прихожан с течением лет менялось, какой либо устойчивой тенденции в этих изменениях не усматривается. Приведем цифры, которыми располагаем:
в 1789 году приход исчислялся 509 душами мужского пола и 504 – женского;
в 1833 году в приходе – 128 дворов, 646 душ м. п., 685 ж. п.;
в 1835 году – 128 дворов, 627 душ м. п., 675 ж. п.;
в 1840 году – 137 дворов, 650 душ м. п., 739 ж. п.;
в 1860 году – 179 дворов, 659 душ м. п., 716 ж. п.;
в 1870 году – 212 дворов, 631 душа м. п., 719 ж. п.;
в 1874 году – 206 дворов, 633 души м. п., 725 ж. п.;
в 1898 году – 185 дворов, 548 душ м. п. , 569 ж. п.;
в 1916 году – 178 дворов, 508 душ м. п., 593 ж. п.
В подавляющем большинстве прихожанами Теремецкой церкви были крестьяне (из сельца Сотниково, Ивановское, Секирино, Байдиново, Капуново, Дворяниново). Их владельцы, помещики, здесь в основном не жили. Встречается, правда, несколько фамилий помещиков, живших в «сельцах» неподалеку и бывших прихожанами храма в Теремце. Это господа Воронцовы И.Н. и Р.Н., госпожа Строева Е.Ф., госпожа Сафайлова В.А., господа Анитковы. С именем последних связан тяжелый и неприятный случай в истории Теремца. В фонде Консистории хранится довольно объемное дело, называющееся «о неблагонадежных поступках священника села Теремца Зосимы Лебедева» за 1847–1852 годы.
Коротко суть его: предводитель дворянства Серпуховского уезда князь Шаховской подал в Московскую Духовную Консисторию донос на отца Зосиму, обвинив священника в том, что он, встретив князя на дороге, отхлестал его лошадей и грубо с ним разговаривал, т.к. якобы был в нетрезвом виде. Консистория завела дело, оказавшиеся чрезвычайно запутанным. Следствие поручено было вести одному из отцов Благочинных Серпуховского уезда. Сам отец Зосима назвал донос сплошным вымыслом, ибо он вообще не встречал князя на дороге и спиртные напитки не употребляет. Донос отца Зосима объяснял тем, что его прихожане господа Анитковы и господин Воронцов (друзья князя Шаховского) за некоторые замечания и внушения, сделанные пастырем, хотели его удалить с прихода, чем ему и грозили. Действительно, из множества опрошенных Благочинным свидетелей – нескольких десятков (!) крестьян госпожи Сафайловой ни один не сказал о священнике чего-либо предосудительного, но наоборот, все под клятвой отозвались о нем, как о человеке совершенно трезвой жизни, усердном священнослужителе, совершавшем богослужения неопустительно. Господа Анитковы и господин Воронцов также под клятвой показали, что видели отца Зосиму часто пьяным, что не раз он с ними бывал груб и не совершал положенных богослужений. Князь же Шаховской от дачи показаний демонстративно отказался.
Отец Благочинный отослал все документы, собранные в ходе расследования дела в Консисторию, написав свое мнение в особом заключении. Обвинения он признал бездоказательными и считал, что следует ограничится предупреждением отцу Зосиме, так как выяснилось, что один или два раза накануне праздников из-за дальней поездки на требы он не успел совершить богослужение в храме в положенное время и вычитывал службу дома. Совершенно неожиданно Консистория постановила не считать отца Зосиму оправданным. Судя по документам, все пять лет следствия он оставался запрещенным в священнослужении и в конце-концов был переведен в другой храм – сильные мира сего победили.
Отцу Зосиме теремецкий храм обязан ремонтом и постройкой придела во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О дальнейшей судьбе отца Зосимы нам ничего не известно. Священствовал он здесь с 1839 года по окончании курса Спасо-Вифанской семинарии и сменил на настоятельском месте в Теремецкой церкви отца Косму, прослужившего в храме 44 (!) года – пять лет в сане дьякона и 39 – в сане священника. За 1812 год отец Косма был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте для ношения на персях, а в 1819 году определен в духовника. В шестьдесят восемь лет в 1839 году «за престарелостью и слабостью зрения» отец Косма был уволен за штат, ему назначено пособие и он остался жить при храме.
После отца Зосимы Лебедева в Богородице-Рождественский храм на погосте Теремце был поставлен отец Симеон Сахаров, официально переведенный указом 5 февраля 1850 года из ближайшей к Теремцу Троицкой в селе Сапронове церкви. (По-видимому, в 1847–1850 годах он совершал богослужения в двух храмах). В Теремецком храме он настоятельствовал до смерти (умер в 1882 году) – более 30 лет. Жизнь не только его, но и всей его семьи была теснейшим образом связана с Теремецким храмом и являлась самоотверженным служением ему. У отца Симеона и его жены Екатерины Алексеевны было девять детей: шесть мальчиков и три девочки.
Старшая дочь Мария была замужем за теремецким дьяконом Алексеем Образцовым, вторая – Анна – замужем за священником Николаем Спасским, сменившем тестя на месте настоятеля после его смерти. Вдова отца Симеона – Екатерина Алексеевна трудилась на должности просфорницы при храме. После нее просфорницей (по крайней мере вплоть до революции) была третья дочь – Елизавета Семеновна Сахарова. В клировых ведомостях за 1916 год видим, что при Теремецком храме жил и 55-летний сын отца Симеона (Петр Семенович), дочь (вдова отца Николая Спасского – Анна Семеновна), в земской теремецкой школе преподавал другой его сын (Михаил Семенович), учились внучки (дочери отца Николая).
Возникновение и существование земской школы при Теремецкой церкви теснейшим образом опять-таки связано с именами настоятелей – отца Симеона Сахарова и его зятя отца Николая Спасского. Но вернемся немного назад.
При церкви все время было примерно одинаковое количество земли – около 40 десятин: усадебной с погостом 1 десятина 600 кв. сажен, остальная – сенокосная и пахотная, 3 десятины неудобной. Интересно, что в XIX столетии основную часть земли засеивали (в 1840–1898 годах числится 27 десятин 1525 кв. саж. пахотной и 7 дес. 200 кв. саж. сенокосной земли), а перед революцией земля, главным образом, была под сенокосом и лесом (сенокосной – 25 десятин 200 кв. саж., около 5 десятин по лесом и только 4 десятины оставляли под пашню). Возможно, это связано с уменьшением причта. Зданий, принадлежащих храму: ни богаделен, ни лавок, ни часовен, кроме устроенной в 1830-х годах каменной сторожки, не было.
В 1860-х годах усердием отца Симеона при храме построили деревянный дом для училища приходских крестьянских детей. В образованном приходском училище на должности учителя с 1863 года был сам настоятель. Здание располагалось недалеко от церкви на «неудобной земле». Вопрос о ней уже возникал раньше. В 1849 году в Московское Губернское правление отцом Благочинным было отправлено письмо, в котором он просил сделать распоряжение об отводе кладбища при храме Рождества Богородицы на погосте Теремце, указывая, что в теремецком приходе тела умерших «издавна бывают погребены близ самой церкви в ограде; особого же кладбища не имеется». «По дознанию же оказалось, что при погосте неудобной земли до 3-х десятин, из коих можно отвести под кладбище половинное количество»… Но 1849–1850 годы были трудными для храма и вопрос о кладбище решился значительно позже.
Из трех неудобных десятин под кладбище было отдано полдесятины и одна десятина под устройство училища, которое в 1891 году было преобразовано в Земскую школу. Официально оно было зарегистрировано как Теремецкое земское училище; законоучителем в нем состоял отец Николай Спасский, учителями – Сергей Дмитриевич Маргировский и Михаил Семенович Сахаров, попечителем – крестьянин Василий Филиппович Фролов. За год обучалось в школе более 60 человек (поровну мальчиков и девочек). Кроме должностей настоятеля и законоучителя с 1895 отцу Николаю поручена третья – он становится духовником по Киясовскому благочинию.
После смерти отца Николая Спасского в 1915 году настоятелем в храм определен отец Федор Кореинов, удивительно энергичный и талантливый человек. Окончив Вифанскую духовную семинарию, Федор Викторович два года трудится в церковно-приходской школе в Коломенском уезде. После дьяконской хиротонии и назначения в церковь Воскресения села Молодей он не оставляет преподавательской деятельности: состоит законоучителем и учителем пения в церковно-приходской школе Молодинского прихода, а также (бесплатно) в Молодинской земской школе обучает детей пению, хор из которых пел в храме.
Через три года он был рукоположен в священника и переведен к Покровской в селе Колычево церкви Звенигородского уезда. Здесь он несет еще большие труды: состоит заведующим, законоучителем и (опять-таки безвозмездно) учителем пения в Колычевской и Белавинской церковно-приходских школах. Из учеников этих школ в церквах села Колычева и приписного села Белавина были составлены хоры. Кроме того, он преподает Закон Божий и пение в Васильевском сиротском детском приюте Звенигородского уезда.
25 июня 1915 года отец Федор был переведен настоятелем в Теремецкий храм и с сентября он безвозмездно начинает преподавать Закон Божий и церковное пение в Теремецком земском училище. Уже через год из учеников, закончивших школу, им был составлен хор для пения в храме[xxii]. Думается, еще много замечательного бы увидел Теремецкий храм и приход, если бы отцу Федору не помешала революция, принесшая кровь, разорение и гонения на Церковь.
О жизни Богородице-Рождественского храма на погосте Теремце в 1920–1930-е годы и закрытии его ничего выяснить не удалось. Известно только, что по законам того времени он был передан в пользование группе верующих, договор об этом подписан 31 октября 1923 года и перезаключен 18 апреля 1926 года. До осени 1937 года храм оставался открытым, хотя в начале 1930-х годов все храмы в округе были закрыты и многие разрушены. (Одна из ближайших церквей благочиния – в селе Киясовке была опустошена и разорена, поломана внутри под руководством председателя сельсовета даже без разрешения на то собрания села и окрестных деревень – т.е. в обход обычного пути, которым закрывались сельские храмы).
Последним настоятелем церкви Рождества Богородицы на погосте Теремец был священномученик протоиерей Василий Озерецковский.
Отец Василий родился 31 декабря 1885 года в семье священника села Лобанова Московской губернии. После окончания Московской Духовной семинарии в 1904 году он служил псаломщиком в Покровском соборе Москвы, а с 1908 года – в селе Руднево Верейского уезда. В 1920 году Василий Иванович был рукоположен в сан дьякона и в том же году в сан священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери в селе Рыжково неподалеку от Наро-Фоминска.
В 1921 году отец Василий был переведен в храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Ирининское Подольского уезда. С начала 1930-х годов до своего ареста в 1937 году батюшка служил в храме погоста Теремец.
От старейших местных жителей стали известны некоторые подробности его ареста. Когда сотрудники НКВД на черном «воронке» приехали за настоятелем, он перебирал в подполе картошку. Незваных гостей он не видел, но, вероятно, почувствовал недоброе: поднялся наполовину и обратился к матушке Ирине со словами: «Давай уедем отсюда». Но уезжать уже было поздно: отец Василий был арестован и заключен в тюрьму города Каширы. Это произошло 5 октября 1937 года. Подследственный обвинялся в распространении «гнусной клеветы контрреволюционного характера о руководителях ВКП(б) и в активной обработке колхозников в религиозном духе». На допросах батюшка вел себя мужественно, виновным в предъявленных ему обвинениях не признал, не побоялся назвать членов правительства «хамами».
17 октября Тройка при УНКВД по Московской области приговорила отца Василия к расстрелу. 21 октября приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово, где священномученик был погребен в безвестной общей могиле[xxvi]. Восемь детей (или даже десять, по воспоминаниям местных жителей) остались сиротами, а матушка Ирина – вдовой. Она прожила в Теремце до своей кончины в конце 1980-х годов. Среди жителей села матушка пользовалась уважением, несмотря на активно насаждаемое враждебное отношение к «служителям культа» и их семьям. Дом священника с небольшим огородиком сохранился и поныне, что тоже весьма показательно при разорении и воровстве в современных деревнях. Уважение к батюшке сменилось почитанием, когда Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Василий Озерецковский был прославлен в лике новомучеников.
После ареста отца Василия церковь зарыли. Здесь устроили кинозал, для чего заложили несколько оконных проемов. При строительстве в 1950–1960 годах дороги от Каширского шоссе через поселок Шугарово в сторону села Иван-Теремец и далее на село Верзилово колокольню храма взорвали, кирпич был пущен на отсыпку дорожного полотна заболоченной части дороги. Храм был перестроен до неузнаваемости, в нем разместили библиотеку и сельский магазин. Потом здание пустовало, растаскивались рамы, полы; барабан и глава его были утрачены, разрушен центральный алтарь.
В 1994 году храм (а в 1993-м здание бывшей земской школы) возвратили Русской Православной Церкви. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 27 апреля он стал подворьем Свято–Екатерининского монастыря. Был назначен настоятелем протоиерей Михаил Редкин, получен антиминс и возобновлены богослужения. Храм стал постепенно приобретать первозданный вид: к 1997 году были размурованы проходы правого Михаило-Архангельского придела, сломаны лжепотолки бывшего клуба, восстановлены исторические формы сводов и старинные полы, пробиты оконные проемы, заложенные прежде для кинозала, закуплена служебная утварь.
Началось воссоздание колокольни, приобретены колокола. Приступили и к благоустройству церковной территории. Прежде всего, она была полностью очищена от мусора и грязи. Серьезных работ требовал церковный дом, он к этому времени не имел ни рам в оконных проемах, ни отопления, ни канализациии, нуждались в ремонте келии, кухня и трапезная. С этими трудами батюшка с прихожанами справились в первые два года. Тогда же были сделаны шаги по налаживанию хозяйства: построен скотный двор, приобретены коровы, козы, куры, выстроен погреб, подведен телефонный кабель. Ежегодных забот требовало приобретение необходимого количества дров, угля, зерна, сена для животных.
В апреле 1996 года по ходатайству настоятеля Свято-Екатерининского мужского монастыря игумена (а ныне епископа) Тихона и с благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы был назначен иеромонах (ныне игумен) Пантелеимон (Лапшин). Из-за отсутствия священника в соседнем селе Верзилове отец Пантелеимон был тогда же назначен (по совместительству) настоятелем Преображенского храма.
Село Верзилово, расположенное в шести километрах от Иван-Теремца, когда-то принадлежало представителям старинного знатного рода князьям Шаховским. Эта фамилия уже встречалось нам в связи с печальной историей, описаной выше. Среди Шаховских был декабрист, видный общественный деятель, литератор, автор Сибирской конституции, «Записок о Туруханском крае», ряде трактатов Федор Петрович Шаховской (1796–1829). В Верзилове сохранились остатки его усадьбы: дом с колоннами, парк, «боскеты» в саду, источник св. вмч. Пантелеимона.
Богослужения в Преображенском храме села Верзилова продолжались даже в самые тяжелые времена для Русской Православной Церкви. Конечно, храм неоднократно пытались закрыть, но Господь не попустил совершиться неправедному делу. По рассказам местных старожилов, в конце 1940-х годов храм был намечен к сносу из-за строящейся одноколейки, которая по плану должна была пройти как раз на месте старинной верзиловской церкви. Но инженер, составлявший проект железнодорожной ветки (имя его не сохранилось в памяти местных жителей), внес поправки и, не согласовывая свои решения с начальством, отвел железнодорожное полотно буквально на несколько метров в сторону от церковных стен. Храм устоял. Железная дорога была построена.
Но когда начальство увидело, что приказ о сносе церкви не выполнен, инженер был арестован, осужден за злостное вредительство и выслан в дальние лагеря сроком на 10 лет. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Так, храм выстоял ценой принесенной во имя его спасения жертвы – может быть даже человеческой жизни.
В 2001 году игумен Пантелеимон был освобожден от служения в Преображенском храме села Верзилова и сосредоточил свои усилия на восстановлении Рождество-Богородицкой церкви села Иван-Теремец.
Милостию Богородицы, трудами настоятеля отца Пантелеимона и его паствы храм к настоящему времени совершенно преобразился. Была полностью воссоздана колокольня и главный алтарь, восстановлен четверик, произведена внутренняя отделка стен, окон и пола. Сверкают кресты на вновь установленных куполах. С прекрасно выполненных резных иконостасов на молящихся взирают лики святых угодников, сотнями огней горят паникадила. Благоустройство храма идет и сейчас: вслед за главным алтарем продолжается роспись всей церкви, заканчивается устройство левого Иоанно-Предтеченского придела, во дворе строится крестильня. Кроме того, большой затраты сил и времени насельников подворья требует работа на земле, скотный двор, коровник, огород, теплицы.
Для лучшего хозяйствования были приобетены электроподстанция, трактор, приняты от благотворителей различные сельскохозяйственные агрегаты. Подворье снабжает Свято-Екатерининский монастырь своим картофелем, который выращивается на пяти гектарах земли, другими овощами.]
При храме возникла уникальная коллекция старых автомобилей, с любовью и знанием дела собранная игуменом Пантелеимоном. Коллекция предназначается для передачи в местный школьный музей.
Всякое дело, любое подвижничество, совершаемое без рассудительности – пагубно. Как слишком сильно натянутый лук может переломиться, так и труды сверх меры могут нанести вред душе человека. «Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии», – говорил преподобный Антоний Великий. В Теремце эту древнюю монашескую мудрость не забывают. В церковном саду сооружена терраса, где можно укрыться с книгой в непогоду, во дворе выстроена деревянная баня.
И все же нет лучшего отдыха, чем созерцание красот Божьего мира. В теплое время года подворье с храмом можно назвать райским уголком. Мастерски выполненный ландшафтный дизайн не может оставить равнодушным даже знатока парковой и садовой культуры. Удаленное от суеты мира, утопающее в зелени, с живописными дорожками, причудливыми растениями, цветниками, уединенными скамейками, небольшим прудиком, подворье располагает к размышлению и молитве. Открывающийся от храма чудесный вид на поля и дали умиротворяет душу и напоминает о нашей небесной отчизне.
Усталое тело и душу врачуют и воды святых источников, находящихся близ села Верзилова.
После назначения отца Пантелеимона настоятелем Преображенской церкви в 1996 году над святым источником св. вмч. Пантелеимона была устроена купель, воздвигнута часовня. К источнику потянулись паломники и богомольцы. А через несколько лет был восстановлен и обустроен другой святой источник на окраине Верзилова – Владимирской иконы Божией Матери. Когда-то это место почиталось местными жителями и заезжими странниками, стояла часовенка, имелась купальня.
Точное время постройки часовни над Владимирским источником не установлено. По преданию эту часовню посещал Петр I, когда охотился в местных угодьях князей Шаховских. Источник Владимирской иконы Божией Матери в советские годы был полностью уничтожен и восстановлен трудами насельников подворья Иван-Теремца. Над источником поставлена каменная часовня, устроена купальня и место, где можно брать воду. Когда закладывали фундамент, находили подтверждение тому, что когда-то здесь бывали люди: строителям попадались монеты начала XVIII века, разные предметы быта.
В полутора километрах от Иван-Теремца в деревне Новоселки сохранилась часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Первое упоминание о деревянной часовне на этом месте встречается в писцовых книгах 1674 года, где имеется запись: «Чудовым монастырем что на Москве запустевшая вотчина Коневского стана передана Степану да Мирону Михайловичу Мисюревым да за ними же деревня Новоселки, а в ней при дороге часовня Николы Чудотворца, древяна».
Настоящая же каменная была построена в 1885 году. Она была весьма простой архитектуры – четвериком с четырехскатой крышей и небольшой, крытой жестью, маковской на коротком барабане. Единственным украшением ее были наличники на окнах из белого камня и белокаменное обрамление граней барабана да белокаменная закомара для иконы над входом в часовню.
Во времена лихолетья часовню, конечно, закрыли, утварь растащили и уничтожили. Как это часто случалось, помещение использовали под склад, позже здесь установили большую емкость и до середины 1990-х годов часовню использовали для торговли керосином. Ремонта во все годы никакого не производилось, часовня с каждым годом все больше разрушалась, на крыше ее выросли березы и сорная трава. Но пришло время, и группа энтузиастов во главе со священником добились возвращения часовни Православной Церкви и привели ее в относительный порядок, освободив для начала от мусора.
В настоящее время стараниями игумена Пантелеимона часовня полностью восстановлена, покрашена, главку ее венчает золоченый крест. Благодаря спонсорской помощи, внутри ее расписали, поставили необходимую утварь. В конце 1990-х годов возрожденная часовня была вновь освящена во имя Святителя Николая. Ныне она приписана к храму Рождества Богородицы села Иван-Теремец, где служит игумен Пантелеимон. Он часто бывает в деревне Новоселки и проводит в часовне молебны и иные требы.
Издалека видна при дороге на Иван-Теремец нарядная Никольская часовенка. Она сверкает яркими красками и украшает нередко печальный средне-русский пейзаж. Здесь утомленный паломник может остановиться и, помолившись святителю Николаю, покровителю путешествующих, с новыми силами держать путь дальше, к неисчислимым святыням русской земли…
Синодик священно-церковнослужителей церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Иван-Теремец
Священники
Отец Иоанн (Иван Алексеевич) 1782–1789Супруга его Евфимия Антоновна
Отец Косьма (Косьма Иванович) 1800–1839
Отец Зосима (Зосима Иванович Лебедев) 1839–1850
Отец Симеон (Семен Михайлович Сахаров) 1850 – ум. 1882Супруга его Екатерина Алексеевна
Отец Николай (Николай Александрович Спасский) 1882 – ум. 1915Жена его Анна Семеновна (урожденная Сахарова)
Отец Феодор (Федор Виктрович Кореинов) 1915–1916
Дьяконы]
Отец Иоанн (Иван Никитич), 1770-еСупруга его Гликерия Никитична
Отец Афанасий (Афанасий Иванович), 1782Супруга его Марфа Михайловна
Отец Косьма (Косьма Иванович), 1795–180
Отец Феодор (Федор Филиппович), 1801–1835
Отец Павел (Павел Федорович Лебедев), 1839–1840 Супруга его Елизавета Семеновна
Отец Алексий (Алексей Прохорович Смирнов), 1848–1860 Супруга его Софья
Отец Алексий (Алексей Васильевич Образцов), 1870 Супруга его Мария Семеновна (Урожденная Сахарова)
Отец Георгий (Рождественский), 1892–1898Супруга его Анна Ильинична
Псаломщики, дьячки, пономари, просфорницы
Филипп Алексеевич, дьячок, 1782–1789 Супруга его Анисия Ивановна
Петр Иванович, пономарь, 1782–1789 Супруга его Евдокия Ивановна
Феодор Филиппович, пономарь, до 1801
Матфей Гаврилович, пономарь, 1813–1840 Супруга его Наталия Дмитриевна
Иоанн Савич, дьячок, 1814–1835 Супруга его Мария Николаевна
Иоанн Феодорович, дьячок, 1839–1840
Андрей Гаврилович, дьячок, 1841–1848
Феодор Семенович Леонардов, пономарь, 1853–1870
Георгий Семенович Махаев, дьячок, 1854–1860 Супруга его Евдокия Ивановна
Петр Григорьевич Синайский, дьячок, 1865–1870 Жена его Наталия Егоровна
Георгий Рождественский, псаломщик, 1871–1892
Григорий Владимирович Никольский, псаломщик, 1916
Екатерина Алексеевна Сахарова, просфорница, 1882–1898
Елизавета Семеновна Сахарова, просфорница, 1904–1916
Распоряжением № 2854 от 08 мая 2019 г. митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия упразднился внутриепархиальный статус Местной православной религиозной организации Прихода храма Рождество-Богородицы села Иван-Теремец как подворья Екатерининского мужского монастыря Московской епархии РПЦ.