Сегодня
История
Подворья
Игумены обители
Святыни обители
Путеводитель
Фотогалерея
Паломнику

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Паломнику

МОНАСТЫРСКАЯ ГОСТИНИЦА

ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ТРЕБЫ (Сорокоуст)

Поиск

 

Прогноз погоды:

Московская область


МОНАСТЫРСКИЕ ИЗДАНИЯ

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

ИСТОЧНИК

ЭКСПОЗИЦИЯ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ

ГАЗЕТА "БЛАГОВЕСТ"

РУССКИЙ АФОН

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

КУСТ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ

Екатерининский монастырь

По плодам познаете древо. Сайт игумена Владимира (Маслова)

Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.

Журнал для настоящих пап

Православная библиотека

Миссионерский отдел

Миссионерская группа Соль земли в 
                                        ВКонтакте

Библия за год

На главную Карта сайта Написать письмо
СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ  МУЖСКОЙ  МОНАСТЫРЬ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

О виртуализации жизни



протоиерей Александр Волохов


Это совсем не миссионерская статья. Миссионер говорит то, в чем уверен. А здесь автор не знает правильного ответа. Более того, автор не уверен, что он вообще есть – правильный ответ на так поставленный вопрос. Но за это мы и любим наше восточное христианское вероисповедание – за умение жить с вещами мало или даже совсем не вербализуемыми.


Последнее время церковные люди часто отвечают на вопрос об отношении Церкви к компьютеру, Интернету, к виртуализации жизни вообще — в виде чипов, ИНН, биометрических документов, сотовых телефонов и кредитных карт. Иногда, кажется, что мы отвечаем даже чаще, чем нас спрашивают. Может быть потому, что чувствуем себя современными и уверенными. Или, хотели бы выглядеть таковыми. Может быть потому, что нам кажется, что мы нащупали правильную мысль в этой теме. Общий смысл ответа на все эти вопросы, касающиеся виртуализации окружающей действительности, приблизительно один и тот же – это все внешнее, все это есть только инструмент, и, следовательно, не может повредить делу спасения. Как автомобиль. Или шлифовальный станок. Эта мысль приблизительная, но она общая, и звучит уже с такой церковной высоты, что противоречить ей особенно желания нет. Хотя такое решение, всё — таки, не закрывает вопроса совершенно.


Брашно, входящее в уста, не сквернит человека. Но монах с куском копченой колбасы нам как-то неприятен. Не смотря на то, что никаких обетов насчет мяса монах не дает, если приглядеться внимательно. И сигарета не только образ нашего физиологического бессилия, тут что-то большее. Силуан Афонский говорил купцу, предложившему ему папиросу: « А Вы попробуйте, перед тем как закурить, «Отче наш» прочитать…». Купцу это показалось неестественным и даже невозможным. А ведь это и не брашно, так, дым, практически виртуальность.


Мы отвергаем пищевые запреты Второзакония – ещё Василий Великий над человеком, который решил не есть свинину, смеялся. Заметим, оставаясь при этом аскетом и жесточайшим постником. Но сегодня мы скептически разглядываем уже и инерцию наших постов . Может быть мы ощутили в себе какую-то особенную силу, которой не было в религиозном человеке прежде? В том, что воздержание и самоограничение есть коренные христианские добродетели, мы ещё пока не сомневаемся? Или уже двигаем на их место свободу и самовыражение личности? Потому что одно другому не мешает? Мы в узкие врата верим всё так же безоговорочно или уже не так безоговорочно? Правила церковные давно уже испещрены нашими сносками и поправками. Причем поправки эти и сноски всё больше и больше не усложняют нашу жизнь.


Сама мысль о том, что входящее не сквернит, не так проста. В ней есть некоторое противоречие, например с рассуждением о том, что кто смотрит с вожделением, тот прелюбодействует в сердце своём. И здесь мы ближе всего к самой больной точке нашего вопроса. Мы понимаем, что виртуальное, и то, чем мы воспринимаем священное живут в нас очень близко. Почти что в одном и том же месте. Да, наверное, даже и не почти.


В реальном, не виртуальном быту мы ограничиваем воздействие мира на нас – в конце концов, мы просто закрываем окно поплотнее. А в виртуальном теперь уже быту, так ли мы уверены, что контролируем процесс взаимодействия с духом мира. Люди, виртуальности практически не причастные, легко относятся к этому воздействию. Причастные же выражаются осторожнее. В том же самом Интернете, кто-то сказал, что от человека, регулярно смотрящего порнографию остаётся одна шкурка. Жестко и ёмко сказано. Мне казалось, что человек этот понимал, о чем говорит. Речь вовсе не о зомбировании и 25 кадре. Есть дух мира – никто не может этого отрицать. Так же как его агрессивности и упорства. В чем наша уверенность, что мы не сорастворяемся миру в виртуальном пространстве? Духовные туда не ходят, а значит, у нас нет там никаких поводырей. «Будьте мудры, как змеи» – значит, будьте осторожны, а не нашпигованы текстами и цитатами от Авесты по Фукуяму. Цитаты и тексты не защищают и даже наоборот.


Те, кто исповедуют сегодня, физически ощущают, насколько понизился предохранительный уровень плотской жизни, насколько плотское захлестнуло человеческую жизнь и как мало сил у человека противиться этому наводнению. Здесь дело не в том, что повсюду, куда глядят глаза разбросаны возбуждающие изображения. И даже не в том, что дух мира ото всюду голосит о «свободе» и всячески провоцирует её и вынуждает. Здесь дело в том, что присутствие в нашей жизни виртуальной реальности резко понизило цену поступка, опасность последствий и ответственность за них.


Рассуждая о виртуальном, может быть мы должны более уверенно, и аргументировано начать рассуждать о совокупном грехе. Может быть, вообще эта проблема созрела уже для современного богословия? Может, стоит подумать о том, что участие в виртуализации для нас есть жертва миру, болезненная и опасная, как любая жертва, как уступка части самого себя, ради того что бы остаться свидетелем этих дней мира? Может быть, начав рассуждать так, мы выйдем на какую-то более реальную и твёрдую почву.