Сегодня
История
Подворья
Игумены обители
Святыни обители
Путеводитель
Фотогалерея
Паломнику

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Паломнику

МОНАСТЫРСКАЯ ГОСТИНИЦА

ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ТРЕБЫ (Сорокоуст)

Поиск

 

Прогноз погоды:

Московская область


МОНАСТЫРСКИЕ ИЗДАНИЯ

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

ИСТОЧНИК

ЭКСПОЗИЦИЯ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ

ГАЗЕТА "БЛАГОВЕСТ"

РУССКИЙ АФОН

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

КУСТ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ

Екатерининский монастырь

По плодам познаете древо. Сайт игумена Владимира (Маслова)

Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.

Журнал для настоящих пап

Православная библиотека

Миссионерский отдел

Миссионерская группа Соль земли в 
                                        ВКонтакте

Библия за год

На главную Карта сайта Написать письмо
СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ  МУЖСКОЙ  МОНАСТЫРЬ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Часть 4 (продолжение)

В 1809 году иеромонах Николо-Пешношского монастыря Дорофей по распоряжению митрополита Платона в течение сентября осматривал Екатерининскую пустынь и составил рапорт, в котором сравнивал ее с Николо-Пешношским монастырем, находившемся вдали от селений и содержавшемся в основном на доходы от угодий. Екатерининская пустынь сельскохозяйственных земель почти не имела, располагалась невдалеке от селений. Монашествующие были вынуждены часто общаться с мирскими людьми, отправлять требы, но доходов от богомольцев все равно было недостаточно. Дорофей предлагал поощрять жалованием тех, кто служит тщательно и не платить нерадивым. По резолюции митрополита Платона на этом рапорте, 11 октября 1809 года иеромонах Дорофей был назначен настоятелем Екатерининской пустыни.

Строитель-иеромонах Дорофей родился в 1771 году в семье мещан в г. Руза, в 1791 году поступил в Николо-Пешношский монастырь послушником, был пострижен 5 января 1796 года, возведен в сан иеродиакона 22 октября 1796 года, в сан иеромонаха – 24 января 1798 года. Он исправлял должность казначея, а с 1806 года стал фактически наместником Николо-Пешношского монастыря, настоятелем которого остался архимандрит Макарий (Брюшков), переведенный в Дмитровский Борисоглебский монастырь. Когда в 1781 году о. Макарий пришел в Николо-Пешношский монастырь на должность казначея, там даже стены были ветхими. Настоятельствовал он на Пешноше с 1788 года и привел эту обитель в такое цветущее состояние, что митрополит Платон называл ее «второй лаврой». 24 ученика архимандрита Макария стали настоятелями монастырей. Среди них был и екатерининский строитель Дорофей.

Митрополит Платон в своем указе особо отмечал, что целью о. Дорофея является введение в Екатерининской пустыни общежительного устава по образу Николо-Пешношского монастыря, перешедшего на такой устав с 1780-х годов. 10 мая 1810 года был утвержден новый штат пустыни: вместо 1 строителя и 6 монахов теперь можно было иметь 1 строителя, 4 иеромонахов и 2-х иеродиаконов. В пустыни было введено общежитие. Для пополнения братии о. Дорофей приглашал монашествующих из других монастырей. Вместе с ним был переведен из Пешношского монастыря иеромонах Иаков, исправлявший должность казначея (см. ниже). Вскоре перешли в обитель иеродиакон Иоаким из Высокопетровского монастыря, иеромонах Иосиф из Дмитровского Борисоглебского монастыря, иеромонах Варлаам из Николо-Берлюковской пустыни и другие. Численность братии пустыни увеличилась вдвое и в 1812 году составляла 16 человек.

1812 году о. Дорофей по указанию преосвященного Августина, епископа Дмитровского, собрал все ценности и святыни обители и отправил их обозом в Суздаль. В конце 1812 года все было возвращено в целости. Хозяйничавшие в обители французы нанесли небольшой урон: содрали серебряные клейма с оклада единственного оставленного для богослужений Евангелия, перевели 19 голов рогатого скота, а также значительную часть запасов муки, круп, картофеля и сена. Здания и все остальное имущество не пострадали.

Судя по сохранившимся документам, о. Дорофей пользовался большим уважением начальства и любовью вверенной ему братии. По указу МДК в сентябре 1813 года он освятил новую каменную церковь во имя Казанской Богоматери, построенную в селе Ирининском, принадлежавшем А.А. Орловой-Чесменской. При настоятеле Дорофее в пустынь особенно часто присылали на епитимью провинившихся священнослужителей и мирян, совершивших преступления, за которые не предусматривалось уголовное наказание. Например, священник Николай Фокин в начале 1816 года попал в пустынь за неявку к месту назначения в 36-й егерский полк и растрату выданных на дорогу денег. Он был запрещен в служении, но в пустыни вел себя весьма добропорядочно, и по ходатайству о. Дорофея в октябре 1816 года запрет был снят. В феврале 1815 года в пустынь попал мещанский сын Василий Ефимов за развратные действия в отношении 5-летней девочки Марфы, дочки своего знакомого. На него была наложена строгая епитимья: черные работы, пост, молитва, отлучение от причастия, кроме смертного случая. По донесениям о. Дорофея, Василий вел себя в пустыни тихо и добропорядочно. Среди отбывавших подобное наказание был Степан Абрамов, непреднамеренно убивший односельчанина, и 13-летний подросток Спиридон Емельянов, нечаянно задавивший на лошади 7-летнего мальчика. Чаще всего монахи попадали в пустынь за нетрезвость и рукоприкладство, иногда за побеги и мелкое воровство. Нелегко было увещевать оступившихся людей, пробудить в них искреннее покаяние. О. Дорофею приходилось исполнять много подобных поручений.

К глубокой скорби братии строитель-иеромонах Дорофей скончался 1 декабря 1822 года в Москве в больнице графини А.А. Орловой-Чесменской. Похоронили его в Екатерининской пустыни.

Сподвижником о. Дорофея и двух его преемников был казначей иеромонах Иаков , известный своим старческим служением. Он родился в 1773 году в Рузе в семье мещан, 18 июня 1796 года поступил в Николо-Пешношский монастырь, выполнял клиросное послушание. Пострижен он был 18 апреля 1799 года, посвящен в иеродиакона 23 августа 1799 года, в иеромонаха – 28 апреля 1801 года. 11 октября 1809 года о. Иаков перешел в Екатерининскую пустынь вместе с о. Дорофеем. Несмотря на казначейские обязанности, требующие больших забот и общения с миром, он не оставлял духовного делания, проводя ночи в молитве, чтении Священного писания и святоотеческих трудов. Он с любовью принимал на беседу и наставление не только иноков обители, но и многочисленных мирян, приезжавших к нему отовсюду за окормлением. Преставился старец Иаков в 1841 или 1842 году в возрасте 68-69 лет.

Постриженником о. Дорофея был архимандрит Венедикт (Василий Семенович Филлипов), настоятель Николо-Берлюковской пустыни. Он родился в Москве 9 марта 1794 года в семье дьякона Спасской церкви. Обладая прекрасным почерком, с 1808 года юноша служил в канцелярии Межевого департамента. Однако мирская жизнь не привлекала его, и в мае 1811 года он поступил в Екатерининскую пустынь, где был пострижен в 1814 году, в 1815 году посвящен в сан иеродиакона, в 1817 – в сан иеромонаха. После 15 лет пребывания в Екатерининской пустыни о. Венедикт по распоряжению Московского архиепископа Филарета (Дроздова) был переведен в Чудов монастырь, а затем стал строителем Махринской пустыни, которой управлял до 1827 года, когда его назначили экономом Сухаревского подворья Троице-Сергиевой лавры. В начале июня 1829 года вышел указ о назначении о. Венедикта экономом самой лавры, но он от этой должности отказывался, просясь назад в Екатерининскую пустынь, где освободилось место строителя. Однако прозорливый архиепископ Филарет (Дроздов), будущий митрополит, напомнил ему о том, что послушание – главное достоинство монаха, и назначил строителем Николо-Берлюковской пустыни. Благодаря подвижнической деятельности о. Венедикта, эта обитель отстроилась и приобрела широкую известность. При нем был возведен соборный храм Христа Спасителя (1835-1842), надвратная церковь Василия Великого (1840), шатровая церковь Всех святых (1853), два двухэтажных братских корпуса (1830-1839), каменная ограда (1840), просфорня и кладбищенская церковь Казанской Богоматери. В 1840 году о. Венедикт был возведен в сан игумена, в 1853 году — в сан архимандрита. Скоропостижно скончался он 1 июня 1855 года. Другим постриженником о. Дорофея был иеромонах Нифонт (Николай Дмитриевич Флоров). Родился он в Рузе в 1786 году в семье мещан. Овдовев, поступил в число братии Екатерининской пустыни 13 апреля 1814 года, выполнял послушание псаломщика. Пострижен был о. Нифонт 14 декабря 1818 года, в 1820 году рукоположен в сан иеродиакона, 29 января 1821 года – в сан иеромонаха. Иеромонах Нифонт отличался необыкновенной простотой, кротостью и смирением, на богослужения всегда приходил первым, всякое послушание исполнял с любовью, проводил время в постоянной молитве. Будучи в высшей степени нестяжательным, он никогда не запирал свою скромную келью, не боясь воров. Скончался старец в 1868 году в возрасте 82 лет.

Третий постриженник о. Дорофея, иеромонах Сергий , был казначеем Саввино-Сторожевского монастыря. Родился он в 1785 году в семье государственных крестьян, поступил послушником в Екатерининскую пустынь 31 июля 1811 года, был пострижен 7 ноября 1815 года, посвящен в сан иеродиакона 2 ноября 1816 года, в сан иеромонаха – 4 февраля 1818 года. 29 января 1820 года о. Сергий перевелся в Саввино-Сторожевский монастырь, где с 1822 года исправлял казначейскую должность.

Следующий строитель Екатерининской пустыни иеромонах Назарий (Николай Иванович Бордоносов) родился в 1778 году в семье серпуховских купцов. Начало монашеского служения он полагал в Белобережной пустыни Орловской епархии. Его учителем был известный оптинский старец Леонид (Наголкин), ранее управлявший Белобережной пустынью. В 1807 г. о. Назарий перешел в Коломенский Бобренево-Голутвин монастырь , приписанный к Старо-Голутвину монастырю, выполнял там пономарское послушание. Пострижен и посвящен в иеродиакона он был в 1811 году, в сан иеромонаха – в 1814 году. Перед назначением в Екатерининскую пустынь о. Назарий управлял Бобреневым монастырем. С 28 февраля 1823 года по 1829 год он был строителем Екатерининской пустыни и одновременно благочинным Звенигородского Борисоглебского Аносина женского монастыря. По свидетельству угрешского архимандрита Пимена (Мясникова), о. Назарий строго соблюдал монашеские правила, богослужебные каноны, неусыпно окормлял братию . В 1829 году он был переведен настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь, которым управлял до 1854 года в сане игумена, т.е. четверть века. Правил он, по словам архимандрита Пимена, мудро, но когда телесные силы его начали ослабевать, то и вверенная ему обитель стала приходить в упадок. После того, как о. Назария парализовало, он три года жил в этой обители на покое, скончался в 1857 году и был там похоронен.

Строителем Екатерининской пустыни 12 июня 1829 года был определен иеромонах Мелхиседек . Он родился 1785 г. в Коломне в купеческой семье, в 1811 г. поступил в Коломенский Бобренево-Голутвин монастырь, где выполнял клиросное послушание. Постригли его в 1816 году, посвятили в сан иеродиакона в 1814 году, в сан иеромонаха – в 1819 году. В 1823-1829 гг. он управлял Бобреневым монастырем. По воспоминаниям архимандрита Пимена , о. Мелхиседек был довольно полным человеком красивой наружности. Екатерининская пустынь при нем содержалась в порядке и тогда казалась несравненно благоустроеннее Николо-Угрешского монастыря. В 1837 году Московский митрополит Филарет (Дроздов) освятил поновленный Екатерининский собор. По словам архимандрита Пимена, о. Мелхиседек часто посещал Угрешу, находясь в дружеских отношениях с игуменом Иларием . О характере и духовной жизни о. Мелхиседека говорит такой эпизод. Как-то зимой о. Иларий и о. Мелхиседек беседовали в настоятельской гостиной на Угреше. Вошел молодой послушник, принес дрова и, постеснявшись помолиться при постороннем, стал молча класть их в печь. О. Мелхиседек спросил его: «Давно ли ты, раб Божий, живешь в монастыре?». Тот отвечал: «Я начало полагал в Оптиной пустыни и жил там около трех лет». «Как у вас старцы учат, например, печь топить с молитвой или без молитвы?», — продолжал вопросы о. Мелхиседек. Келейник смутился и стал просить прощения. Игумен Иларий был благодарен за такое увещевание келейника. При о. Мелхиседеке численность братии была в полтора-два раза больше положенной по штату: в мае 1832 года штатная численность братии обители была увеличена на 7 послушников. Фактически при о. Мелхиседеке братия была в полтора-два раза больше: 23-28 человек вместо 14. Одной из причин такого превышения являлась традиционная ссылка в пустынь иноков, совершивших различные проступки. Некоторые из них были запрещены в служении. В 1836-1840 гг. здесь проживал бывший угрешский игумен Аарон, отрешенный от должности в 1833 году за пьянство и пренебрежение обязанностями настоятеля. Угрешскую обитель он привел в такое плачевное состояние, что она была близка к упразднению. В Екатерининской пустыни Аарон вел себя довольно тихо: строитель-иеромонах Мелхиседек докладывал в Консисторию, что ни в чем предосудительном бывший угрешский игумен не был замечен. Однако своей привычке надолго отлучаться из монастыря о. Аарон не изменил. Во время одной из таких отлучек он и скончался в 1840 году в возрасте 63 лет.

С 1837 года в пустыни проживали: священник Федор Лыков, наказанный за то, что выгнал дочь из дома, и бывший настоятель Вознесенской Давидовой пустыни иеромонах Геннадий, отрешенный от должности за ненадлежащее исполнение обязанностей и допущение в монастырь подозрительных лиц. Находился он в пустыни до конца 1840-х годов. Здесь доживали свой век престарелые иноки других монастырей: с 1829 года иеромонах Иоанникий, бывший строитель Николо-Берлюковской пустыни, с 1837 года – иеромонах Иоаким, больничный Николо-Пешношского монастыря.

О. Мелхиседек управлял Екатерининской пустынью до 1842 года, когда был уволен по собственному прошению на покой из-за болезни: его разбил паралич. Скончался в Екатерининской пустыни в 1849 году в возрасте 64 лет.


Продолжение …