Сегодня
История
Подворья
Игумены обители
Святыни обители
Путеводитель
Фотогалерея
Паломнику

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Паломнику

МОНАСТЫРСКАЯ ГОСТИНИЦА

ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ТРЕБЫ (Сорокоуст)

Поиск

 

Прогноз погоды:

Московская область


МОНАСТЫРСКИЕ ИЗДАНИЯ

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

ИСТОЧНИК

ЭКСПОЗИЦИЯ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ

ГАЗЕТА "БЛАГОВЕСТ"

РУССКИЙ АФОН

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

КУСТ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ

Екатерининский монастырь

По плодам познаете древо. Сайт игумена Владимира (Маслова)

Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.

Журнал для настоящих пап

Православная библиотека

Миссионерский отдел

Миссионерская группа Соль земли в 
                                        ВКонтакте

Библия за год

На главную Карта сайта Написать письмо
СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ  МУЖСКОЙ  МОНАСТЫРЬ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Часть 3 (продолжение)

На место строителя заступил иеромонах Виктор (Василий Григорьевич Алексеев). Он родился в 1743 году в семье священника церкви Иоакима и Анны в г. Можайске, окончил курс духовной семинарии, 19 января 1771 года поступил в Златоустов монастырь послушником. В 1772 году он перевелся в Крестовоздвиженский монастырь, где исполнял послушание псаломщика и был пострижен 8 мая 1774 года. 22 июня 1774 года о. Виктора рукоположили в сан иеродиакона. 14 сентября 1779 года московский архиепископ Платон рукоположил его в сан иеромонаха. О. Виктора хотели сделать ризничим Крестовоздвиженского монастыря, но тут освободилась должность строителя Екатерининской пустыни, и 24 сентября того же года вышел указ о его назначении туда строителем.

Иеромонах Виктор управлял обителью до июня 1780 года, после чего вернулся в Крестовоздвиженский монастырь на должность казначея. Однако спустя три года он на этой должности уже не числился из-за пристрастия к алкоголю. В мае 1783 года игумен Крестовоздвиженского монастыря Ириней жаловался в Духовную Консисторию, что иеромонах Виктор, несмотря на неоднократные увещевания и наказания, уходит из монастыря без ведома настоятеля, выпивает с подозрительными лицами, часто служит в нетрезвом виде или с похмелья. Последней каплей, переполнившей чашу терпения настоятеля, была жалоба генерала Ивана Ануфриевича Брылкина, в домовой церкви которого служили поочередно иеромонахи Крестовоздвиженского монастыря. Генерал был возмущен тем, что о. Виктор являлся в церковь нетрезвым и, кроме того, присваивал и пропивал деньги, передаваемые в монастырь разными людьми на поминовение. Почему такое произошло с прежде, казалось, вполне достойным монахом, успешно начавшим духовную карьеру? Думается, как и многие другие иноки при отсутствии мудрого духовного окормления, он не выдержал ограничений, наложенных монашескими обетами, и строгой дисциплины обители, расслабился и впал в грех пьянства.

Игумен Ириней просил перевести Виктора в отдаленный монастырь. Архиепископ Платон принял иное решение: 24 мая наложил резолюцию о том, чтобы о. Виктора запретить в служении, жалования и других денег ему не давать, занять трудами и послушаниями монастырскими. 19 декабря 1783 года иеромонах Виктор просил в честь праздника проявить к нему милость, разрешить в служении и выдать жалование. Особенно тяжелым наказанием стало для него именно запрещение священнодействовать. Накануне Рождества Христова он умолял разрешить ему служить на великий праздник. В Крестовоздвиженский монастырь был назначен тогда новый настоятель, игумен Гедеон, и дело оставили на его усмотрение. 19 февраля 1784 года Гедеон докладывал, что иеромонах Виктор стал вести себя добропорядочно, больше не пил, из обители не отлучался. 2 марта 1784 года ему разрешили служить и выдать жалование с оговоркой, чтобы он оставался под надзором настоятеля. Больше никаких архивных дел с иеромонахом Виктором не связано. Видимо, серьезных нарушений устава он не допускал, но ответственных должностей ему уже не доверяли.

В оскудевшую материально и духовно Екатерининскую пустынь 19 июля 1780 года назначили строителем опытного иеромонаха Авксентия , более 20 лет подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. Он родился в 1725 году в Суздальской епархии, в семье священника села Лучинское Юрьевского уезда, служил диаконом в этой церкви, овдовев, поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру, где был пострижен в феврале 1759 года. В сан иеродиакона его возвели в 1762 году, в сан иеромонаха – в 1766 году в Петербурге. После рукоположения иеромонах Авксентий вернулся в Троице-Сергиеву лавру. 23 июля 1780 года он прибыл в Екатерининскую пустынь, где старался по мере возможности наладить дела, поправить ветхости, несмотря на скудость средств. Необходимую ему книгу доходов и расходов, пропавшую при отрешенном от должности строителе-иеромонахе Иринархе, он так и не получил, хотя по этому поводу было устроено целое расследование. Взамен выдали новую книгу. В начале 1784 года о. Авксентий приехал в Николо-Угрешский монастырь на богомолье и там скоропостижно скончался на 59-м году жизни, о чем угрешский игумен Варнава рапортовал начальству 2 февраля 1784 года. Иеромонах Авксентий был похоронен на Угреше. В феврале-марте 1784 года пустынью временно управлял угрешский иеромонах Тихон.

Возрождение обители св. Екатерины произошло благодаря подвижнической деятельности игумена Мелхиседека . Он родился в 1738 году в семье дьячка и был наречен Михаилом. От брака имел дочь. Овдовев, поступил в 1760-х годах в Николо-Перервинский монастырь, принял постриг в 1774 году, в сан иеромонаха был возведен в 1775 году. В Перервинском монастыре о. Мелхиседек исправлял должности ризничего и казначея и с 1777 года служил также в Иверской часовне у Воскресенских ворот на Красной площади в Москве. О. Мелхиседек, известный своим старчеством, окормлял мирян из разных сословий, пользовался глубоким уважением и поддержкой митрополита Московского Платона (Левшина), от которого не раз получал поощрения за свое служение. Назначен настоятелем Екатерининской пустыни о. Мелхиседек был 30 марта 1784 г. в должности строителя, затем посвящен в сан игумена. Под его мудрым и рачительным правлением обитель была обновлена и благоустроена на пожертвования его духовных детей: возведена церковь во имя апостолов Петра и Павла, перестроен Екатерининский собор, построены два братских корпуса, каменная ограда с башнями, надвратная церковь с колокольней.

Игумен Мелхиседек продолжал свое старческое служение в отношении мирской паствы, за что неоднократно приходилось ему терпеть несправедливое наказания по клеветническим доносам завистливого протоиерея Петра Алексеева, настоятеля Архангельского собора в Кремле. В 1802 году о. Мелхиседек был назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря, возведен в сан архимандрита 1 июня 1802 года. Этот находившийся в духовном и материальном упадке монастырь старец привел в цветущее состояние. С 1802 года под его управлением был также Серпуховской Владычный монастырь, в 1806 году преобразованный в женский. Милая сердцу архимандрита Мелхиседека Екатерининская пустынь находилась под его «присмотром и распоряжением» с 1803 по 1809 год, настоятели должны были во всем с ним советоваться. Скончался старец 5 октября 1813 года и был по завещанию погребен в Екатерининской пустыни.

Еще во время правления о. Мелхиседека в обитель по распоряжению Московского митрополита Платона от 15 июня 1801 года был определен иеромонах Герасим из Вознесенской Давидовой пустыни с целью устроить в обители общежитие. При этом Герасим должен был действовать только с согласия настоятеля о. Мелхиседека до его перевода на более высокую должность. Иеромонах Герасим стал строителем пустыни после назначения о. Мелхиседека настоятелем Высоцкого монастыря и управлял с июня 1802 года до конца 1806 года. Ввести общежительный устав ему так и не удалось, по всей видимости, потому что пустынь оставалась заштатной, и денежных средств на содержание братии в условиях общежития не доставало. С другой стороны, в духовном плане перейти на общежительный устав тоже было непросто, ибо это в корне меняло уклад иноческой жизни. При строителе Герасиме в 1804 году епископом Дмитровским Августином был освящен престол во имя святителя Николая Чудотворца, что в надвратной церкви с колокольней. Уволен иеромонах Герасим был по собственному заявлению в связи с болезнью. Решением МДК от 24 января 1807 года по прошению его перевели в Чудов монастырь, где он стал духовником братии. В документах этого монастыря иеромонах Герасим упоминается, по крайней мере, до 1809 года. Интересно, что его годовое жалование составляло 33 рубля 38 копеек. Герасим был духовником не только чудовских насельников. В 1808 году он исповедовал перед посвящением в сан иеродиакона монаха Екатерининской пустыни Варсонофия , чудовского постриженника. В ведомости о монашествующих и бельцах Чудова монастыря за 1815 год о. Герасим уже не числился.

Новым строителем Екатерининской пустыни стал иеромонах Досифей (Голенищев-Кутузов). Он родился в 1748 году в дворянской семье, хотя и нетитулованной, но весьма известной. Выйдя в отставку с военной службы в чине секунд-майора, он 24 декабря 1792 года поступил послушником в Екатерининскую пустынь, был пострижен 21 ноября 1806 года, возведен в сан иеродиакона 6 декабря 1806 года и вскоре в сан иеромонаха. О. Досифей был назначен настоятелем Екатерининской пустыни 3 января 1807 года и управлял ею до октября 1809 года. Его увольнение было связано с серьезной болезнью – обострением старых ран в ногу и голову, полученных при боевых действиях. Положение было столь серьезным, что он написал духовное завещание, по которому в наследство Екатерининской пустыни предназначалось 2000 рублей, положенные в Сохранную казну, чтобы начисляемые на них 5% годовых (100 руб.) шли в пользу братии. По собственному прошению о. Досифей был переведен в Троице-Сергиеву лавру. Духовная атмосфера лавры и молитвы у мощей прп. Сергия Радонежского оказались для него целительными. Через два года здоровье Досифея настолько поправилось, что указом от 28 июля 1811 года он был назначен настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря и 20 августа возведен в сан архимандрита. Этой старейшей на Руси обителью, основанной, по преданию, великим князем Юрием Долгоруким, архимандрит Досифей управлял 5 лет. 20 июня 1816 года он был переведен на покой в Златоустов монастырь, где скончался 2 июня 1819 года .


Продолжение …