Сегодня
История
Подворья
Игумены обители
Святыни обители
Путеводитель
Фотогалерея
Паломнику

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Паломнику

МОНАСТЫРСКАЯ ГОСТИНИЦА

ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ТРЕБЫ (Сорокоуст)

Поиск

 

Прогноз погоды:

Московская область


МОНАСТЫРСКИЕ ИЗДАНИЯ

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

ИСТОЧНИК

ЭКСПОЗИЦИЯ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ

ГАЗЕТА "БЛАГОВЕСТ"

РУССКИЙ АФОН

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ

ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

КУСТ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ

Екатерининский монастырь

По плодам познаете древо. Сайт игумена Владимира (Маслова)

Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа.

Журнал для настоящих пап

Православная библиотека

Миссионерский отдел

Миссионерская группа Соль земли в 
                                        ВКонтакте

Библия за год

На главную Карта сайта Написать письмо
СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ  МУЖСКОЙ  МОНАСТЫРЬ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Часть 2 (продолжение)


Интересной личностью был следующий строитель-иеромонах Варнава , в последствии игумен. Пострижен он был в Чудовом монастыре в 1760 году и проходил послушания эконома и казначея. 30 января 1769 г. Варнаву назначили строителем Екатерининской пустыни и 24 марта того же года наградили набедренником. Варнава был рачительным хозяином, но управлял обителью недолго: в 1770 году его перевели строителем в Вознесенскую Давидову пустынь. Одновременно с этой должностью в 1772-1773 годах он был экономом ризницы Архангельского собора Кремля, а с 1772 года – экономом Архиерейского дома. В 1776 году его назначили наместником Чудова монастыря. 16 августа 1777 года Варнаву посвятили в сан игумена Николо-Угрешского монастыря , где он постоянно не жил, оставаясь в Чудовом монастыре. Наместником его на Угреше был иеромонах Иаков. Однако Варнава не просто числился угрешским настоятелем, а реально управлял одновременно двумя обителями, как это следует из сохранившихся архивных документов. 2 июня 1791 года игумен Варнава подал прошение об увольнении на покой за старостью и немощью. Скончался он в Чудовом монастыре 15 марта 1807 года на 83 году жизни. Его имущество разделили между тремя наследниками: племянником священником Иваном Васильевым, его сыном священником Василием Ивановым и диаконом Александром Ильиным. Опись наследства состояла из 123 пунктов и включала иконы, одежду, посуду и предметы обихода. Самым ценным был билет Опекунского совета на 3000 рублей, пожертвованный на поминовение Спасо-Вифанскому монастырю, что неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. На надгробии игумена Варнавы в Спасо-Вифанском монастыре был изображен игуменский посох, обвитый четками, и выбита эпитафия, дающая представление о личности покойного и его заслугах:


Скрывает камень сей игумена Варнаву.

Хозяин добрый был, хоть и простого нраву,

умел и собирать,

умел и раздавать;

Различных должностей был верный исполнитель,

в пустынях

в Екатерининской, в Давидовой строитель,

Угрешеским потом игуменом он был,

А после в Чудове наместником служил,

Где старость он провел и Богу отдал Дух,

быв лет осьмидесяти двух.

А здесь, в Вифании, он телом опочил

и, отказавши ей

три тысячи рублей,

Долг вечный поминать себя определил.

Ты, общий всех Отец! Варнаву упокой,

Принять о нем молитвы наши удостой.


После Варнавы строителем Екатерининской пустыни в 1770-1771 годах был иеромонах Амвросий, который одновременно управлял Пехрянским духовным правлением, о чем свидетельствует его прошение от 10 ноября 1770 года о даче инструкций для осмотра подчиненных этому правлению церквей. К сожалению, больше о нем ничего неизвестно.

Августа 7, года 1771 строителем пустыни был назначен иеромонах Иринарх . Он родился в 1727 году в семье диакона, был пострижен в 1756 году в Чудовом монастыре, посвящен в сан иеродиакона 3 марта 1762 года. В 1868-1769 годах уже в сане иеромонаха Иринарх исполнял послушания ризничего и казначея Чудова монастыря. В 1769 году за нерадение, небрежность и выпивку он неоднократно получал порицание от эконома Архиерейского дома иеромонаха Амвросия . От этих должностей о. Иринарх был отставлен, с него взыскан начет в размере 308 рублей 91 копейки, немедленно им погашенный. Распоряжением от 19 мая 1770 года Иринарха простили, а спустя год доверили управлять Екатерининской пустынью.

Ко времени его вступления в должность здания Екатерининской пустыни находились в целом в неплохом состоянии, как это следует из подробной описи , направленной о. Иринархом в Консисторию 16 мая 1772 года. Каменная Екатерининская церковь с двумя пределами во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Дмитрия Ростовского, крытая тесом, была увенчана одной главой с железным крестом, местами вызолоченным. Освещали храм 18 окон с решетками. Над приделом прп. Сергия Радонежского была глава с железным крестом. Пятиярусный иконостас был покрашен зеленой краской, резьба на нем и царские врата вызолочены. Образ вмч. Екатерины имел серебряную ризу чеканной работы с позолоченным венцом и короной, усыпанной яхонтами, изумрудами и жемчугом. Икона находилась в резном иконостасе, по периметру которого были клейма с изображениями страданий св. Екатерины. На иконе имелось множество привесов, среди которых деревянный крест с серебряной оправе с мощами великомученицы, несколько серебряных крестов, перстней и колец, бусы, серьги, монеты достоинство от 5 копеек до 10 рублей. Над иконой висела большая лампада красной меди с бисерной кистью и малая лампада белой меди. Занавесь была из голубой тафты. В алтаре находилась еще одна икона святой Екатерины, шитая золотом, с унизанными жемчугом венцом и короной. Библиотека храма насчитывала 27 богослужебных книг и 4 напрестольных Евангелия. В описи также значится 45 комплектов облачений, треть из которых были ветхими. Одноярусные иконостасы в приделах были также выкрашены зеленой краской, рамы и панели вызолочены. Освящало храм большое медное трехъярусное паникадило и два двухъярусных паникадила в приделах. Обитель окружала каменная ограда высотой 4 аршина (около 2,8 м) и длиной 70 саженей (всего около 140 метров, что говорит о малой территории пустыни).

Колокольня над Святыми вратами была выкрашена желтой краской, глава ее и железный крест местами позолочены. На колокольне имелись часы с боем и 7 колоколов, самый большой из которых весил 72 пуда. Каменные врата на противоположной стороне были увенчаны маленьким железным крестом. Все было во вполне исправном состоянии, лишь главы церквей и кресты нуждались в новой позолоте.

За период правления Иринарха пустынь пришла в упадок не только материальный, но и духовный. Участились самовольные отлучки, случаи пьянства и даже воровства насельников. Судя по сохранившимся документам, строитель не ладил с монашествующими, которые сочиняли на него доносы. Например, в сентябре 1776 года жалобу написали иеромонах Сильвестр, обиженный наложенным на него штрафом, и казначей иеромонах Герасим. Жалобщики утверждали, что Иринарх поступающие средства тратит неизвестно на что, не выделяя из них денег на содержание братии. В то время в монастыре общей трапезы не было, каждый насельник готовил себе сам. Проверявший жалобу архимандрит Спасо-Андроньева монастыря Симон серьезных нарушений не нашел, поскольку все траты и поступления были записаны в доходы и расходы. По его рекомендации указано было устроить общую трапезу для братии, а учет вести отдельно по денежным средствам и хлебному жалованию, чтобы монашествующие знали, на что тратятся поступившие деньги. На инициатора неподтвержденного доноса монаха Сильвестра была наложена епитимья. У иеромонаха Герасима, переведенного в ноябре 1775 года из Крестовоздвиженского монастыря, видимо, отношения с Иринархом были неприязненными, и он подавал в июле 1777 года прошение о переходе в Николо-Угрешский монастырь, но настоятель не отпустил его, ссылаясь на то, что некому служить в храмах пустыни. В 1778 году строитель Иринарх получил выговор за то, что не все пожертвования были записаны в книгу.

5 марта 1779 года священник Дмитрий Иванов, диакон Кирилл Ильин и монах Алексий жаловались на удержание у них жалования и хлебного дохода строителем Иринархом. Доносители утверждали, будто Иринарх ссыпал зерно, предназначенное для братии, в собственную кладовую, не разделял пожертвования между членами братии. По этой жалобе 13 марта было учинено следствие , строитель был отстранен от должности и переведен в Московский Знаменский монастырь. На его место назначили иеромонаха этой обители Петра, который зарекомендовал себя как честный и надежный человек. Прошнурованную книгу доходов и расходов, выданную в 1776 году, о. Иринарх иеромонаху Петру не передал, мотивируя это тем, что якобы послал ее для отчета в Консисторию. В ходе тщательной проверки и перекрестных опросов доносителей, насельников и благотворителей монастыря справедливость конкретных претензий жалобщиков не была подтверждена, и они понесли суровую епитимью. Однако было выявлено несколько серьезных нарушений. Так, строитель Иринарх вместо двух павших лошадей купил новых за счет средств, предназначенных на исправление ветхостей, никого не поставив в известность об этом. Деньги, полученные за требы, он раздавал взаймы, не разделяя их между членами братии. Купец Степан Калинин пожаловал в пустынь 20 аршин сукна стоимостью 8 рублей. Иринарх это сукно удержал у себя, не поделившись с братией. Жалование иеромонаха Алипия, переведенного в другой монастырь, за время его пребывания в пустыни строитель так и не выдал. Кроме того, Иринарх не разделил деньги, уплаченные капитаншей Спасителевой (15 рублей) и госпожой Скаврониной (10 рублей) за соборное служение литургий. Указом от 16 июня 1781 года иеромонах Иринарх был признан «неисправным», навсегда оставлен в Знаменском монастыре с запрещением давать ему ответственные послушания. Денежный начет на него составил 31 рубль 7 копеек в пользу пострадавших от его действий. Будучи нечист на руку по мелочам, значительного имущества он не нажил, тратя небольшие полученные доходы на помощь родственникам, и удовлетворить начет сразу не мог, поэтому было решено из его жалования удерживать половину в счет покрытия долга. За период с июня 1781 по сентябрь 1783 года с виновника удержали 18 рублей 25 копеек, из чего следует, что его жалование составляло около 17 рублей в год. В Знаменском монастыре о. Иринарх вел себя тихо и добропорядочно.

Когда строитель-иеромонах Петр приступил к управлению Екатерининской пустынью, в ней подвизался всего один монах Алексий, бывший казначей Давидовой пустыни, переведенный сюда под надзор за нарушения, два послушника, вдовый диакон Кирилл, впоследствии лишенный сана за пьянство, и два престарелых вдовых священника. Обиженные прежним настоятелем иеромонахи Сильвестр и Герасим, видимо, добились перевода в другие монастыри. К сожалению, серьезная болезнь не позволила о. Петру поправить положение. За период своего управления пустынью с мая по сентябрь 1779 года он не успел детально вникнуть в дела обители, не проявил настойчивости и так и не стребовал с Иринарха прошнурованную книгу доходов и расходов. Иеромонах Петр был освобожден от обязанностей настоятеля по состоянию здоровья и переведен в Николо-Перервинский монастырь, где скончался 2 апреля 1781 года.


Продолжение …